No Image

Откройте для себя дизайн в стиле ар-деко: все, что вам нужно знать о культовом движении

СОДЕРЖАНИЕ
0
4 просмотров
07 февраля 2020

Люксовый интерьер в стиле арт деко

Пленительная роскошь, вдохновленная мечтами в духе «Великого Гэтсби», расцветает в интерьерах современных кварттир и домов. Здесь правят бал отсветы, блики и отражения, композицию смягчают богатые материи – бартхат, шелк, атлас. Грани зеркал и фасадов мерцают, являя наглядное представление о классе люкс.

В декоре может найтись место и античным вазам, и китайским ширмам, и керамическим черепкам, и древним маскам. Пышно-пушистые округлые кресла, пестрые ковры и блестящий металл светильников смотрятся надменно и артистократично.

Ощущение, будто находишься внутри драгоценного калейдоскопа – недартом многие считают арт деко крикливой, безвкусной, псевдо-роскошной подделкой. Но это лишь «пыль в глаза», прикрывающая простое и страстное стремление к яркому бытью.

А в России ар-деко было?

Высотный дом на Котельнической набережной. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева: culture.ru/institutes/7985

Станция метро «Маяковская»

Павильон СССР на Международной выставке в Париже. 1937. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева: culture.ru/institutes/7985

Блестящий стиль ар-деко, конечно, глубоко «буржуазный». Это символ потерянного поколения, мода персонажей Фицджеральда, Хемингуэя (а также Вудхауса и довоенных книг Агаты Кристи). Молодому Советскому государству в ту эпоху было не до этого внешнего блеска. Впрочем, у них были «ревущие двадцатые», а у нас — нэп. Помните Эллочку Людоедку: «…сверкающая фотография изображала дочь американского миллиардера Вандербильда в вечернем платье. Там были меха и перья, шелк и жемчуг, легкость покроя необыкновенная и умопомрачительная прическа». Советские нэпманы в своих повадках, конечно, подражали свободному западному соседу, хотя официально это не одобрялось.

С другой стороны, отпечаток ар-деко заметен в одном из самых официальных искусств — архитектуре. Воздействие импортного стиля легко найти в сталинском классицизме: фотографии фрагментов московских высоток с некоторых ракурсов трудно отличить от видов довоенных манхэттенских небоскребов. Любовь ар-деко к геометризму, использование абстракций — все это легко усваивалось русскими мастерами на родине супрематизма. Уместным было и воспевание технических достижений человечества. Есть и более забавные приметы — помните, мы говорили об обращении ар-деко к египетским мотивам? Именно благодаря ему перед зданием МИДа на Арбате возникли обелиски-фонари, а сам подъезд здания стал похож на портал древнего храма. Этот же стиль находят в некоторых станциях московского метро («Кропоткинская», «Маяковская», «Аэропорт»), здании Российской государственной библиотеки и т. д.

Стиль в ювелирных украшениях

Брошь Van Cleef and Arpels. 1930

Колье-воротник Van Cleef and Arpels. 1929

Брошь в египетском стиле Van Cleef and Arpels. 1924

Фирмы Cartier и Van Cleef & Arpels, а также другие ювелирные дома в своих работах целенаправленно работали по принципам ар-деко. После текучих форм и поэтических цветочков эпохи модерн (он же ар-нуво) их ювелирные украшения казались кричащими и эпатирующими.

Легкая платина для оправ позволила драгоценностям отказаться от «тяжелого доспеха» — золота. Чистые геометрические формы, абстрактные узоры, новаторское сочетание зеленого и синего, контрастный подбор камней, например черный оникс и красный рубин, использование не граненых, а резных камней, а также вкрапление подлинных древних артефактов (египетских скарабеев и т. п.) — вот узнаваемые черты. Черный оникс вообще стал любимым камнем этого периода, в особенности в сочетании с бриллиантами. Их сопровождали яркими аккордами кораллов, лазуритов, нефритов, эмали.

Стиль арт-деко в интерьере разных комнат дома

Оформляя этот стиль в разных комнатах, владелец дома сразу должен забыть об экономии и минималистических мотивах. Здесь во всю должно действовать изобилие. Для каждой комнаты предусмотрены свои условия обустройства обстановки.

ФОТО: design-homes.ruВ прихожей арт-деко должно быть большое зеркало. Оно может стать частью шкафа-купе

Прихожая

Одна из главных комнат в доме, которая должна привлекать внимание гостей во время прихода. Длинные коридоры стараются оформлять декоративными, но рабочими небольшими светильниками

Они располагаются по обеим стенам помещения. В фурнитуре и декоре мебели прихожей приветствуется металлическое обрамление, серебристая или золотистая фурнитура. Нельзя обойтись без зеркал с интересной рамкой

Очень важно, чтобы стеклянное полотно было крупным. Это дополнительно увеличит визуализацию пространства

ФОТО: archidom.ruРабочий кабинет из дерева в доме

Кабинет

Чтобы рабочее место было уютным и практичным, стараются выбирать тёмные оттенки палитры. Но при таком исполнении крайне важна правильная организация искусственного освещения. Особенно острым такой вопрос становится, если в этом помещении отсутствуют окна на улицу.

Присутствие отражающих деталей позволит исправить ситуацию, добавив света комнате.

ФОТО: shkafprosto.ruКрасивая гостиная в стиле арт-деко со стенкой и нишей под телевизор

Гостиная

В оформлении гостиной могут быть использованы различные материала и фактуры одновременно

Поэтому крайне важно не выйти за рамки соответствия дизайна стилю арт-деко. В этой комнате также приветствуется тёмная цветовая гамма

Но её стараются разбавлять мебелью с глянцевыми поверхностями и блестящей фурнитурой.

ФОТО: comfortoria.ruГабаритная гостиная с полукруглыми стенами

Многие предпочитают в таких комнатах некоторое осветление. Поэтому в идеале будет дополнить гостиную бежевым, кремовым или кофейным тоном. Его обычно применяют для отделки стен и потолков. Иногда он встречается и в декоре.

Детская комната

Особого внимания в детской комнате заслуживает именно мебель. Здесь она не должна иметь углов. В этом помещении приветствуется применение напольного ковра. Он утеплит поверхность пола в зимний период и не помешает детским забавам. Желательно, чтобы палас был умеренно тёмным и содержал в себе нотки элегантности.

ФОТО: арт-интерьер.москваОтличная детская для юной принцессы

Очень красиво смотрится лепнина на потолке в светлой детской спальне. Здесь же не обходятся без высоко установленных настенных светильников и центрального освещения. Конечно же, над кроваткой ребёнка обязательно навешивается балдахин.

Спальня

Спальня в предложенном стиле должна быть светлой и уравновешенной. Приветствуется её пышное и элегантное оформление. В комнате отдыха должны присутствовать оттенки бежевого, бледно-розового, кремового и персикового. Допускается контраст золотистого и серебряного, но в незначительном количестве деталей. Объёмная мебель и высокая мягкая кровать — это главные черты интерьера спальни арт-деко.

ФОТО: strport.ruКрасивая спальня с элементами золотистого

Очень хорошо смотрится декор с одинаковым рисунком в разных местах. Такие переплетения оживят пространство. Здесь не обойтись без круглого или овального зеркала в раме в виде солнца.

Кухня

В кухне привлекают внимание светлые мраморные стены. Но необязательно использовать натуральный материал, достаточно и имитации «под мрамор»

Для пола уместна керамическая плитка. Она может быть уложена без рисунка, в некоторых ситуациях допускается хаотичный мотив, например, оформление в виде шахматной доски.

ФОТО: kiktev.com.uaКрасивая кухня с адаптированной мебелью

Актуально оформление фартука в виде цветного витража. Если это помещение имеет окна, то их остекление оформляется должным образом.

Ванная

В ванной комнате можно оформить кладку стен и полов с помощью плитки с фресками. Это будет напоминать древнеегипетское направление. В санузле приветствуется обилие глянца, стёкол или зеркал

Важно, чтобы комната была максимально светлой и приятной. Напольное покрытие может иметь существенный контраст со стенами

ФОТО: oselya.uaВанная с изобилием тематического рисунка

С помощью золотистой мозаики можно удачно оформить декоративные элементы на стенах. Также допускается использование сантехнических элементов в бронзовом или золотом оттенке.

Квадрат и куб: Военная академия им. Фрунзе

1 / 5

Военная академия им. М. В. Фрунзе. Фотография 1935 годаИван Шагин / Мультимедиа-арт-музей / «История России в фотографиях»

2 / 5

Военная академия им. М. В. Фрунзе. Фотография 1972 годаРИА «Новости»

3 / 5

Заупокойный храм царицы-фараона Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, Египет. Фотография 2008 годаGetty Images

4 / 5

Этьен Луи Булле. Проект гробницы спартанцев. Вторая половина XVIII векаBibliothèque nationale de France

5 / 5

Этьен Луи Булле. Проект Национального дворца. Вторая половина XVIII векаBibliothèque nationale de France

Москва, пр. Девичьего Поля, 4
Лев Руднев, Владимир Мунц; 1932–1937 годы

В первой половине 1930-х архитекторы во всем мире стремились к монумен­тальности, под­черкивая незыблемость и мощь госкорпораций и коммерческих компаний — основных заказчиков того времени. «Ни одна эпоха не обладала в такой полной мере этим правом на монументальность, как наша», — провозг­лашал советский искусствовед Давид Аркин. Главной архитектурной формой стано­вится куб — наиболее устойчивый объем, символ покоя и порядка. Неслучайно в это время возник интерес к мастабам  Мастабы — погребальные архитектурные со­оружения в Древнем Египте, предшественни­ки пирамид. Древнего Египта, восточ­ным мавзолеям, утопиче­ским проектам «говорящей архитектуры» ХVIII века Клода Николя Леду и Этьена Луи Булле. Стороны куба, квадраты, заполняли поверхности стен, превращаясь в оконные проемы (очерченные выступающи­ми рамками, напо­минавшими классические кессоны  Кессон — классический прием членения по­толка, первоначально — квадратные или пря­моугольные углубления между балками пере­крытий. Со временем приобрели декоратив­ное значение, а в эпоху ар-деко перемести­лись с потолков на стены и фасады.), вентиляционные отверстия на чердаках, декоративные элементы, рельефные вставки. Квинтэс­сенция этого образа — Военная академия им. Фрунзе, спроектированная Львом Рудневым и Владими­ром Мунцем в 1932 году. Архитектор-монументалист Руднев всегда стремился к мощным, массивным объемам, кубическим формам. Став в Москве главным архитектором Наркомата обороны  Народный комиссариат обороны — высшее военное ведомство СССР в 1930–40-х годах., он не только создал стиль своего ведом­ства (помимо академии, Руднев спроектировал два основных здания Нарко­мата), но и выразил основные принципы постконструк­тивизма.

Здесь можно обнаружить и монументальный параллелепипед на мощном цо­коле, расчерченный на клетки окнами-кессонами, и вынесенный отдельно и поставленный асимметрично куб — основание памятника-танка, и квадрат­ные декоратив­ные врезки с рельефными изображениями серпа и молота. Притом что сама структура здания еще сохраняет признаки конструктивизма (разные функции заключены в самостоятельные объемы, выявленные на фаса­дах и в плане), в целом это уже намертво спаянный монолит. Именно в этой амбивалентно­сти — сохранении отчетливо различимой функциональной структуры при усложнении оболочки здания — кроется основной признак советского ар-деко.

Отличия стиля Арт-деко от модерна

Арт-деко зародился сразу же после эпохи роскошного модерна, из-за чего эти два направления, несмотря на явные различия, нередко путают. Давайте попробуем разобраться, как легко отличить одно от другого.

Интерьер в стиле модерн

Особенности Модерн Арт-деко
Цветовая гамма характерны спокойные приглушённые оттенки контрасты и яркие акценты
Фигуры и линии тяготеет к плавным изгибам предпочитает строгую геометрию и чёткие линии
Материалы традиционные породы древесины экзотические породы древесины
Фактуры матовые поверхности глянцевые поверхности

Все эти черты касаются в равной степени как отделки, так и мебели с декором. Как видите, понять, что перед вами: дизайн квартиры в стиле модерн или Арт-деко достаточно просто. Если вы уверились, что вам нужен именно второй, то помочь перенести его роскошь и изящество в обычную квартиру поможет программа «Дизайн Интерьера 3D».

С помощью софта вы сможете легко и быстро создать точный макет помещений, настроить материалы отделки и добавить диваны, шкафы, стулья, люстры, чтобы посмотреть, как будет выглядеть готовый вариант

Дальше мы расскажем, на что следует обратить внимание при выборе материала для стен, пола и потолков, а также какие предметы интерьера нужно будет приобрести

Интерьер Арт-деко в программе «Дизайн Интерьера 3D»

Экспрессионизм: первый дом Ленсовета

1 / 3

Первый дом Ленсовета. Фотография 1934 годаИз книги «Советская архитектура за XXX лет», 1950 год

2 / 3

Проект первого дома Ленсовета Из книги «Архитектура Ленинградского авангарда», 2008 год

3 / 3

«Дом-подкова» в Берлине. Фотография 1966 годаGetty Images

Санкт-Петербург, наб. Карповки, 13
Игорь Фомин, Евгений Левинсон; 1931–1935 годы

Дом Ленинградского совета в 1935 году был воспринят как совершенно новый пример комфортабельного социалистического жилья, абсолютно отличного от вызывавших раздражение конструктивистских «трафаретных домов-коро­бок». Однако на самом деле архитекторы Игорь Фомин и Евгений Левин­сон продолжали развивать принципы столь раскритикованного властями сти­ля. Архитектура сере­дины 1930-х свободно обращается не только с классиче­ским наследием, но и с недавним прошлым: наследием, по словам архитектора Моисея Гинз­бурга, можно считать все — от шалаша дикаря до полета страто­стата. В доме на Карповке можно обнаружить и развитие формы дома Нарком­фина на Но­винском бульваре в Москве, выстроенного Гинзбургом (та же вытя­нутая лапи­дарная форма на колоннаде в данном случае поднимается на цоколь и изги­бается вслед за линией реки). С другой стороны, вогнутая линия выхо­дящего на набережную фасада, ритм лоджий и квадратных окон — монумен­тальный парафраз «дома-подковы» в Берлине, спроектированного Бруно Тау­том в 1925 году. Однако подчеркнутая динамика форм, острые углы, вызывав­шие корабельные ассоциации у критиков, свободно стоящие без опор лестни­цы, далеко отодвинутые от фасада, — все это уже выходило за рамки привыч­ной рациональности и строгости форм конструктивизма в понимании того времени. Высокое качество строительства, отделка натуральным камнем, про­думанность всех узлов и деталей до мелочей, скульптурные вставки, оформ­ленные дорогими материалами интерьеры — то есть, проще говоря, «сделан­ность» дома — тем более не допускали никаких сопоставлений с недавним авангардом.

Характерные черты, используемые элементы и аксессуары

Современный дизайн квартиры в этом стиле являет собой объединение отдельных компонентов разной тематики и материалов в одну общую, цельную направленность.

Кожаный диван в стиле арт деко

Бархатные кресла в стиле арт деко

Трендовые предметы из стекла, натурального меха, дорогого стекла и настоящей кожи, играя каждый свою ноту, сливаются воедино в одну роскошную элегантную мелодию, предназначенную как для любителей классики, так и для буржуазии.

Арт деко выделяется среди всех стилей интерьера, так как он буквально наполнен роскошью и шиком

Изысканность аксессуаров – «изюминка» арт деко, и каждый из них имеет свои особенности.

Стены

Особенности дизайна квартиры в этом случае предполагают симметричные стены, создающие равновесие в комнате.

Стиль арт деко характеризуют как самый изысканный, помпезный, по праву элитный стиль

Проще всего добиться такого эффекта при помощи обоев. Эклектичная сторона арт деко позволяет активно экспериментировать, делая стены фактурными, с грубой текстурой, к примеру, из бетона, или декорировать их дорогими шелковыми обоями с геометрическими мотивами, закрашенными позолотой. Возможен вариант окраски стен зигзагообразными полосками или обшивка их декоративными панелями.

Арт-деко сочетает в себе причудливые формы арт-нуво и строгость неоклассицизма

Обои для дизайна смогут позволить себе далеко не все – цена их высока. Но обойные полотна из стекляруса, со стриженными флоками или бельгийскими флизами, с пропечатанной чеканной фактурой, из тканевых материалов, обработанных лазером, как нельзя лучше подчеркнут роскошь стиля.

Обои для интерьера в стиле арт деко

Пол и потолок

В качестве покрытия пола возможен выбор полированного дерева дорогих сортов, уложенного широкой доской или в виде «елочки», паркета либо линолеума с геометрическими или абстрактными фигурами.

Для имитации клавиш пианино и поддержания акцента на чередовании темного и светлого применяются черно-белые плитки из винила

Поддержать общий дизайн квартиры помогут навесные потолки. Особенно удачным вариантом для арт деко станет применение ступенчатой структуры в декорировании потолка.

Черный матовый потолок в стиле арт деко

Важно соблюсти меру – излишне низкий потолок разрушительно влияет на концепцию стиля. Нередко потолки оформляют лепниной геометрических мотивов или китчевыми конструкциями из осветительных приборов

Потолок в стиле арт деко с лепниной

Зеркала

Зеркало – один из обязательных элементов стиля. Эти элементы декора обладают способностью визуально расширять помещения и увеличивают количество света.

Большое зеркало в стиле арт деко позволит расширить пространство

При помощи зеркал создается интересный эффект множественного наличия отражающихся узоров, за счет чего комната визуально выглядит богаче. Арт деко в интерьере предполагает использование трапециевидных зеркал или зеркал с декорированием линиями, изображающими лучи солнца.

Зеркало арт деко в виде солнца

Уместно дополнить зеркала большого размера подобными орнаментами, расположенными на обоях, мебели и предметах декора.

Камины

Дизайн квартиры в этом самобытном стиле требует и наличие камина. В некоторых случаях под него выделяется отдельное помещение, от небольшой уютной комнатки, до большой каминной залы. В зависимости от направленности арт деко эти элементы могут быть представлены в классическом исполнении или удивлять яркостью экспрессионизма.   

Каминный зал в стиле арт деко

Разрешены как обычные камины белого цвета с небольшим количеством геометрических мотивов, так и модели огромного размера с резными изразцами в качестве облицовки. В зависимости от расцветки стен, пола и потолка возможно оформление камина в восточных, растительных или анималистических мотивах.

Камин в стиле арт деко

Для декоративной отделки каминов нередко используют:

  • крокодилью или змеиную кожу;
  • разноцветные кристаллы;
  • бронзу;
  • стекло;
  • дорогие сорта древесины;
  • фарфор.

Стиль в моде

Вечернее платье. Модельер Мадлен Вионне. 1927. Пресс-служба Музеев Кремля

Вечернее платье. Модный дом Ланвэн. Около 1925. Пресс-служба Музеев Кремля

Платье. Франция. Зима-1922. Модный дом «Сестры Калло»

Заметней всего ар-деко — в женской моде. В эпоху, когда царил этот стиль, женщины начали коротко стричься, окончательно освободились от жестких корсетов и кринолинов, талия то сползала на бедра, то задиралась под самую грудь, а юбка укоротилась до высоты совершенно неприличной, по мнению тех, кто помнил викторианскую мораль.

Создатели стиля — великие модельеры Поль Пуаре, Мариано Фортуни — цитировали кимоно, арабские тюрбаны и шаровары, античные хитоны и столы, средневековые плащи. Появились цельнокроеные вещи, везде были драпировки, тяжелые ткани, шик и блеск. В таких свободных вещах, расшитых переливающимся жемчугом, стеклярусом, стразами, бисером, было здорово танцевать новые бойкие танцы — фокстрот, чарльстон, танго. В общем, вспомним эпоху «Великого Гэтсби».

Новое звучание

Конечно, в повседневной жизни этот ретро-стиль в чистом виде увидишь не часто. Его шик, блеск и красота больше подходят для вечерних увеселительных мероприятий. Но это не значит, что арт-деко уместен только на балах. Простой крой его платьев пришелся по вкусу уличной моде, тем более что смещенная вниз талия либо отсутствие ее как таковой, вытягивает вверх и необыкновенно стройнит женский силуэт. Этот сложный и удивительно многогранный ретро-стиль вдохновил многих современных дизайнеров на создание моделей, казалось бы, далеких от арт-деко – сарафанов, комбинезонов, туник, крой которых напоминает прямоугольник. Уменьшилось только количество ярких деталей, а геометрические узоры, наоборот, выглядят свежо и современно. Они часто встречаются как в праздничных, так и в повседневных луках. Главное, помнить, что арт деко – это всегда воплощение красоты, шарма и неповторимости.

Новый ордер: электроподстанция Московского метрополитена

1 / 4

Электроподстанция Московского метрополитенаИз журнала «Архитектура и строительство Москвы», № 4, 1935 год

2 / 4

Электроподстанция Московского метрополитена. Фотография 2016 годаФотография Александры Селивановой

3 / 4

Электроподстанция Московского метрополитена. Фотография 2016 годаФотография Александры Селивановой

4 / 4

Гробница булочника Эврисака в Риме. Фотография 2006 года Joris van Rooden / Wikimedia Commons

Москва, ул. Большая Никитская, 7/10, стр. 1
Даниил Фридман, 1934–1937 годы

В то время как архитекторы Алексей Щусев и Иван Жолтовский, придерживаю­щиеся классической традиции, с энту­зиазмом копировали (на языке современ­ных строительных материалов) антич­ные и ренессансные фасады, вчерашние конструктивисты были заняты освое­нием классики во имя создания своего, невиданного ранее стиля. Как говорил главный советский тео­ретик искусства Иоганн Маца, «нам не нужно переоде­вание в классические одежды… Эпоха социализма насыщена величайшим энту­зиазмом и героикой, а это обеспечит нам создание своей классики». Своя клас­сика, вполне в духе европейского ар‑деко, рождалась в странных и неожидан­ных сочетаниях клас­сических, неклас­сических (идущих из египетской, вави­лонской, готической, барочной или древ­невосточной архитектуры) и модер­нистских элементов. Самое любо­пытное здесь — эксперименты с . Один из самых изобретательных архитекторов пост­конструктивизма Даниил Фрид­ман для проекта первой тяговой электропод­станции Московского метро­поли­тена предложил невиданные колонны с ворон­кообразными капителями, напо­ми­нающие элементы электротехнического обо­рудования. Помимо эффектных колонн, в здании много и других причудливых деталей, любимых архитекто­рами второй пятилетки: полукруглые ниши (гигантские с колоннами и малень­кие пустые, размещенные в верхнем ярусе здания); поверхности, заполненные рядами круглых окон  Круглые окна — излюбленный мотив сере­дины 1930-х, позаимствованный советскими архитекторами из Древнего Рима (см., напри­мер, гробницу булочника Эврисака). Такие окна можно увидеть и на Библиотеке им. Ленина, и на павильоне станции «Чистые пруды»., балкон в виде , барельефы.

Коллаж: дом Наркомтяжпрома

Дом Наркомтяжпрома. Фотография 1936–1937 годов

Москва, Б. Сухаревская пл., 14
Ханс Ремеле, Дмитрий Булгаков; 1930–1935 годы

Относясь к оболочке здания как к ширме, некоторые из опытных архитекторов могли позволить себе и игру, манипуляции с деталями на фасадах. Вводимые классические элементы внезапно появлялись в неожидан­ных местах, транс­формировались. Такой подход часто был продиктован зада­чей, стоявшей перед архитекторами: в первой половине 1930-х огромное коли­чество конструктиви­стских зданий, уже выстроенных или только строившихся, нужно было быстро оформить в духе новых требований. По сути, придумать футляр для уже со­зданной коробки. Яркий пример такой практики — дом ино­странных специа­листов Наркомтяжпрома в Москве. Построенный в 1930 году немецким архи­тектором Хансом Ремеле в духе конструктивизма, через пять лет он был от­дан Дмитрию Булгакову для обогащения фасадов элементами классического наследия. Булгаков составил неожиданную супрематическую композицию из фрагментов ордерной системы, кусков карнизов, гипертрофи­рованных кронштейнов  Кронштейн — выступ в стене, поддерживаю­щий элемент выступающих частей здания., превратившихся в балконы, из эркеров, арок. Благодаря контра­стной, яркой окраске деталей фасадов дом выглядел нарочито коллаж­но, и критики не преминули назвать его беспредметным, что к середине 1930-х было уже одним из самых жестких обвинений.

Ирония и свободная игра не понравились современникам, однако подобного архитектурного «джаза» середины 1930-х по всей стране можно обнаружить много, а еще больше его осталось в чертежах и рисунках. Благодаря силь­ной конструктивистской школе, пройденной архитекторами, эти проекты ин­те­реснее и смелее традиционного ар-деко и во многом предвосхищают экспе­рименты постмодернизма 1970–80-х годов.

Что такое ар-деко?

Лист из альбома Feuillets d’Art. 1919

Лист из альбома Les choses de Paul Poiret vues par Georges Lepape. 1911

Лист из альбома Modes et Manières d’Aujourd’hui. 1914

Ар-деко, что по-французски значит «декоративное искусство», — название художественного стиля, который царил в Европе и Америке после модерна, между двумя мировыми войнами. Причем царил в основном в промышленном дизайне — моде, украшениях, плакатах, фасадах, интерьерах, мебели. Происходило это, пока «большое искусство» той эпохи экспериментиро­вало с экспрессионизмом, абстракционизмом, конструктивизмом и прочими -измами, которые, безусловно, гениальны, только видеть их постоянно в своей квартире не каждый сможет. А вещи ар-деко предназначены именно для повседневной жизни — очень богатой, роскошной и вальяжной, но все-таки повседневной.

Особенности стиля арт деко:

  • Золотой декор (орнаменты на мебельных фасадах, узоры на вазах, рамы зеркал).
  • Повышенная контрастность. Черный будет сочетаться с белым и золотым, а дерево – непременно обрамляться сверкающим металлом.
  • Строгая геометрия, аккуратная симметрия. Все пропорции грамотно выверены, композиции из линий стремятся к совершенству.
  • Узнаваемые орнаменты повсюду: без этого фирменный арт деко невозможен.
  • Обожание глянца. Это цартство металла, стекла и лака. Но не забывайте, что зеркала, блестящие мебельные фасады и мерцающие ручки требуют постоянного ухода.
  • Входная дверь, распахивающаяся в обе стороны, – особый элемент дизайна арт деко. Это величественный артт-объект, щедро обрамленный золотой пальметтой или узорчатой геометрией.
  • В числе излюбленных материалов – латунь, серебро, дорогие породы дерева, слоновая кость, эмаль, натуральная кожа (в том числе рептилий).
  • Любовь к высокотехнологичным штучкам «тех времен», а также к природным мотивам. Дизайнеров интересуют и флора, и фауна, но в суховатой классической стилизации.
  • Если зеркало – то круглое, в солнечной золотой раме с расходящимися лучами или украшенное геометрическим орнаментом.
  • Частые заимствования из других культур – от Африки до Азии.

Истинный интерьер арт деко мог собираться и дополняться в течение лет. Из путешествий привозились уникальные экспонаты, и эклектичный декор пытался ужиться с новым гостем под крышей.

Это сложносочиненный, баснословно драгоценный и неумеренно пафосный интерьерный стиль. Скромность и лаконичность – его заглавные враги, а желание сэкономить попросту противопоказано.

Незыблемые правила стиля

  1. Стены. Орнамент и вычурность. Обои с узорами или ручная роспись. Экзотические мотивы — профили женщин, лебединые пары, драконы.

  2. Пол. Цельное дерево или «прирученный» камень. Керамика, мрамор и другие холодные мотивы.

  3. Текстиль. Дорого и массивно. Струящиеся шторы, тяжелые портьеры, шикарные ткани. Подушки, обивка и покрывала выполняются из благородных тканей. Приветствуется бархат, атлас и, конечно же, шелк.

  4. Витиеватая ковка, нашедшая воплощение в рамах зеркал, ножках торшеров и искусных карнизов. В качестве декора используются и металлические конструкции, не несущие практического применения.

  5. Тиснение. Фактурная геометрия на обоях и полах, едва ощутимая текстура ткани, глубокие орнаменты рам.

«Мебель»

Хотя арт-деко и отличается страстью к декоративности, он никогда не забывает о функциональности. Мебель очень интересна – она отличается одновременно и обтекаемым силуэтом, и строгостью формы. Все поверхности тщательно обрабатываются – в этом интерьере вы не встретите шершавые и грубоватые природные фактуры. Практически вся мебель покрывается толстыми слоями лака.

Многие предметы мебели арт-деко перестают нуждаться в декоре – их необыкновенная форма и комбинация нескольких материалов сами по себе несут сильную смысловую нагрузку. Но более простые с точки зрения геометрии объекты по-прежнему щедро украшаются – металлическими накладками, инкрустацией, вставкой зеркал и витражей.

У нас не получится вычленить основную доминанту интерьера арт-деко, будь то характерный цвет, особенность планировки, мебель или текстиль. Это был последний из «больших стилей», где важна каждая мелочь – и только правильное смешение элементов приведёт к верной трактовке стиля.

Мастера ар-деко русского происхождения

Соня Делоне. Похожие платья (Три женщины). 1925. Музей Тейт Модерн

Эрте. Держатели драгоценностей. Фоли-Бержер, 1927

Тамара Лемпицка. Автопортрет в зеленом бугатти. 1929. Частная коллекция

Но гораздо весомее вклад, который внесли в развитие ар-деко русские эмигранты. Годами модные журналы Vogue и Harper’s Bazaar выходили под обложками, нарисованными Эрте, настоящее имя которого — Роман Петрович Тыртов. Его «Симфония в черном» — одна из ключевых работ стиля.

Художница-абстракционистка Соня Делоне, которая работала в модной индустрии, обогатила ар-деко красочностью и энергетикой, которую мы видели и у других «амазонок авангарда». Главная портретистка ар-деко, одна из немногих художников, которая сумела использовать этот стиль для станковых полотен, — Тамара Лемпицка, уроженка российского царства Польского, до революции жившая в Петербурге. (А вот главный скульптор эпохи Дмитрий Чипарус, несмотря на такое родное нам имя, — румын.) Наконец, Леон Бакст, оказавшись в эмиграции, помимо театра, успел поработать и в модной индустрии — явно в стиле ар-деко.

Историки искусства вообще пишут, что стиль ар-деко изначально был вдохновлен Русскими сезонами, которые потрясли парижский художественный мир в 1900-х. Так что — спасибо Дягилеву и за ар-деко!

Список источников

  • www.culture.ru
  • ethnoboho.ru
  • arzamas.academy
  • uutvdome.ru
  • interior3d.su
  • homius.ru
  • designer-info.ru
  • www.gold-interior.ru

Похожие статьи

Комментировать
0
4 просмотров

Если Вам нравятся статьи, подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзене, чтобы не пропустить свежие публикации. Вы с нами?

Adblock
detector