f2b019547eca669626961455aee611ef.jpg

Диваны

СОДЕРЖАНИЕ
0
1 просмотров
08 февраля 2020

Конструкция мебели

Из всех типов конструкций, употребляемых при изготовлении китайской мебели, самой древней Г. Экки считает ящикообразную. Ее моделью является бронзовый поднос, датируемый примерно 1300 – 1000 гг. до н. э. . В бронзе воспроизведен деревянный образец. Поддерживающая часть прямоугольного подноса состоит из четырех звеньев по длине и Двух – по ширине. В каждом звене по две прямоугольные выемки. Характер соединительных связей по этой модели угадать трудно. Яшикообразная конструкция в зависимости от размеров служила как стол, сиденье, род тахты.

Дальнейшая эволюция конструкций состояла в увеличении проемов бокрвых панелей, в придании этим проемам различных арочных форм и в превращении вертикальных планок в самостоятельные ножки . Заполнения постепенно сливаются с рамами в единую несущую деталь (рис. 65). Ножка образуется двумя составленными под прямым углом планками. В нижней части, как воспоминание о прежнем соединении, остается характерный выступ, из которого разовьется окончание, называемое мати (букв, “лошадиное копыто”) . Со временем образующие ножку планки превращаются в единый четырехгранный брусок, слегка выгнутый наружу за счет того, что ранее прямое внешнее ребро приняло форму, соответствующую изгибу внутреннего ребра. Последней исчезает нижняя соединяющая планка . Таким образом, развитие шло от прямоугольных форм к формам криволинейных очертаний.

Рис. 66. Чертежи наиболее характерных соединительных связей и систем пазов

Следующая конструкция – рамочная. Ее схематичное изображение видно на шанской пиктограмме : две вертикальные планки соединены двумя горизонтальными. Такая конструкция – одна из основных, применяемых не только в производстве мебели, но и в архитектуре. По замечанию Г. Экки, рамочная конструкция подставки для одежды времен танской династии, стола минской династии и современных китайских ворот шаньлань и японских тории одинакова . Чтобы образовалась форма стола или скамейки, две рамы устанавливаются параллельно друг другу и соединяются поперечными; вертикальным планкам (служащим ножками предмета) для устойчивости придается наклон. Таким образом, в отличие от ящикообразной конструкции здесь ее нижняя перекладина заменена свободно поставленными ножками. Продольные перекладины вместе с верхней перекладиной придают жесткость конструкции. Перекладины проходят сквозь ножки или просто вставляются в пазы.

Для третьего типа конструкции характерна замена ножек, поддерживающих крышку, двумя цельными прямоугольниками или заменяющими их поставленными в ряд планками. Эти планки получились в результате изъятия из прямоугольников неработающего материала для облегчения конструкции. Г. Экки называет эту разновидность “козловидным соединением” . Вогнутые планки, круглые или квадратные в сечении, зажимаются под крышкой специальной скобой. Столы козловидной конструкции с отделяющимися крышками очень редки. Выполненные из цельных досок ценных пород, крышки часто шли на изготовление новой мебели, когда старые запасы древесины оказывались исчерпанными.

Детали мебели соединяются с помощью продуманной и сложной системы пазов (рис. 66), безукоризненно точной подгонки частей друг к другу. В тех редких случаях, когда гвозди употреблены, они выделяются на светлой поверхности круглым темноватым пятном, так как направление слоев древесины в гвозде перпендикулярно слоям в скрепляемой детали. Металлических гвоздей нет. Употребление клея допускалось в очень редких случаях: для крепления ножки под нижнюю раму, при монтировании орнаментированной части в заглубление панели. Токарная работа считалась недостойной умелого мастера. Вплоть до последнего времени круглые в сечении детали делались вручную и на глаз .

Рис. 65. Чертежи наиболее характерных соединительных связей и систем пазов

Фанерование встречается редко и только в дешевой мебели. Деталь целиком делается из монолитного куска дорогой породы дерева, причем орнаментальные части не накладные, а режутся в этом же куске.

Мебель из таких пород деревьев, как хуали, цзытань, хунму и другие, подвергалась только восковой полировке без какой-либо подкраски. Иногда наносили тонкий слой прозрачного лака. Возможность довершить окраску и полировку предоставлялась времени: в результате многочисленных прикосновений человеческих рук дерево приобретало вид, не достижимый каким-либо иным способом.

Список источников

  • mebel.townevolution.ru

Похожие статьи

Комментировать
0
1 просмотров

Если Вам нравятся статьи, подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзене, чтобы не пропустить свежие публикации. Вы с нами?

Adblock
detector