8fa41161f153fcb499a4cd615f3ab9e8.jpg

Презентация по литературе “русская усадьба xix века”

СОДЕРЖАНИЕ
0
38 просмотров
13 февраля 2020

Интерьеры 1800-1830-х годов

В начале XIX века типичным жилищем знати был усадебный дом или городской особняк. Здесь, как правило, жила большая семья и многочисленная прислуга. Парадные залы обычно располагались на втором этаже и представляли собой анфиладу гостиных, будуар и спальню. Жилые помещения размещались на третьем этаже или антресолях и имели низкие потолки. Прислуга жила на первом этаже, здесь также находились служебные помещения. Если дом был двухэтажный, то жилые комнаты, как правило, были на первом этаже и шли параллельно служебным помещениям.

Конец XVIII – начало XIX века – время господства классицизма, который предполагает четкий ритм и единый стиль размещения предметов мебели и искусства. Мебель обычно изготавливалась из красного дерева и украшалась накладками из чеканной золоченой бронзы или полос латуни. Из Франции и других европейских стран в Россию проник интерес к античности. Поэтому в интерьере этого времени мы увидим античные статуи и соответствующий декор. Под влиянием Наполеона в моду входит ампир, созданный архитекторами Ш.Персье и П.Фонтеном, с его духом роскошных императорских резиденций времен Римской империи. Мебель в стиле ампир делалась из карельской березы и тополя, часто окрашивалась в зеленый цвет – под старую бронзу, с позолоченными резными деталями. Часы, светильники делались из позолоченной бронзы. Стены комнат часто окрашивались в чистые цвета – зеленый, серый, синий, лиловый. Иногда они оклеивались бумажными обоями или имитировали бумажные обои, гладкие или полосатые, с орнаментом.

Анфиладу комнат в экспозиции открывает Камердинерская (конец XVIII – начало XIX века). В таком помещении мог находиться дежурный камердинер. Мебель красного дерева с накладками из латуни выполнена в стиле «жакоб».

Камердинерская

Образцом для Портретной (1805-1810-е годы) стала соответствующая комната в усадьбе графа А.А.Аракчеева в Грузино. К сожалению, сама усадьба была полностью уничтожена в годы Великой Отечественной войны. Портретная оформлена в стиле раннего русского ампира, стены расписаны под полосатые обои.

Портретная, 1805-1810-е гг.

Кабинет (1810-е годы) был обязательным атрибутом дворянской усадьбы. В представленном в экспозиции интерьере мебельный гарнитур сделан из карельской березы, письменный стол и кресло – из тополевого дерева. Окраска стен имитирует бумажные обои.

Кабинет, 1810-е гг.

Столовая (1810-1820-е годы) – также выполнена в стиле ампир.

Столовая, 1810-1820-е гг.

Спальня (1820-е годы) функционально разделена на зоны: собственно спальню и будуар. В углу находится киот. Кровать закрыта ширмой. В будуаре хозяйка могла заниматься своими делами – рукодельничать, вести переписку.

Спальня, 1820-е гг.

Спальня, 1820-е гг.

Будуар (1820-е годы) располагался рядом со спальней. Если позволяли условия, это была отдельная комната, в которой хозяйка дома занималась своими делами.

Будуар, 1820-е гг.

Прообразом Гостиной (1830-е годы) послужила гостиная П.В.Нащекина, друга А.С.Пушкина, с картины Н.Подклюшникова.

Гостиная, 1830-е гг.

Гостиная, 1830-е гг.

Кабинет молодого человека (1830-е годы) создан по мотивам пушкинского «Евгения Онегина» (интересно сравнить его с усадьбой Тригорское, которая стала прообразом дома Лариных из этого романа). Здесь видно стремление к удобству и комфорту, активно используются декоративные ткани. Постепенно исчезает лаконичность, присущая ампиру.

Кабинет молодого человека, 1830-е гг.

Усадьба Локалова

Усадьба Локалова. Фотография: Павел Москаленко / фотобанк «Лори»

Второй известной работой Шехтеля в провинциальной России стала усадьба фабриканта Александра Локалова — одного из богатейших людей страны в конце XIX века. Его дом архитектор возвел всего за два года. Он был стилизован под русский терем со шпилем и украшен изразцами, витражами и кокошниками.

Во дворе дома Шехтель создал зимний сад в форме карстовой пещеры. Потолок из сталактитовых сосулек и ласточкины гнезда на стенах делали его похожим на сказочный грот. В советское время в усадьбе размещался местный музей, затем здание передали детскому дому.

Типография Левенсона

Здание бывшей типографии А.А. Левенсона. Фотография: Татьяна Белова / фотобанк «Лори»

В 1900 году Федор Шехтель построил первую в России типографию в модном стиле модерн — для «Товарищества скоропечатни А.А. Левенсона». Она состояла из двух зданий — издательства и производственного корпуса. Издательский корпус был построен в духе готического замка с двумя башенками, украшенными орнаментами с изображением чертополоха. А производственный выглядел максимально просто — четырехэтажное здание с огромными окнами и без каких-либо декоративных деталей, зато возвели его с применением новейшей технологии металлокаркаса.

В типографии выпустила свои первые сборники «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь» Марина Цветаева. Скоропечатня работала до 1917 года. После революции типографию национализировали, а в годы войны — закрыли. Сегодня в здании находится офисный центр.

Виноградово

В усадьбе бывали Гавриил Державин, Иван Крылов, Николай Карамзин.

Здесь сохранились деревянный оштукатуренный двухэтажный дом, сооруженный в 1911–1912 годах архитектором Карстом по проекту Ивана Рыльского и соединенный остекленным переходом с кухонным флигелем; переделанный и надстроенный конный двор, скотный двор из трех двухэтажных корпусов. По другую сторону Дмитровского шоссе находится церковный комплекс. В него входят Владимирская церковь 1772–1777 годов (предполагаемые архитекторы храма — Василий Баженов или Матвей Казаков), современные колокольня и часовая башня — все в стиле классицизм; остатки кладбища с надгробиями XVIII–XIX веков.

Ветераны советского кинематографа

Отдельный заключительный пункт — три гибнущие усадьбы, памятные каждому по крупным ролям в советском кино.

Ляхово Домодедовского района Московской области — пример небольшой, но дико уютной усадьбы с одноэтажным главным домом, выстроенным генерал-лейтенантом Васильчиковым в самом начале XIX века. В советские годы здесь находились общежитие и детсад. «Формула любви», снимавшаяся здесь в 1984-м, зафиксировала последние благополучные годы памятника. В начале девяностых жизнь здесь замерла, и сейчас особняк являет собой классическую мерзость запустения с разбитыми печами, разобранными полами и дырявыми стенами. Впрочем, недавно кто-то удосужился забить окна антивандальной фанерой, что уже дает надежду на выживание памятника.

1 / 10

Усадьба Ляхово

Слева кадр из фильма «Формула любви». Режиссер Марк Захаров, 1984 год. Справа усадьба Ляхово в 2009 году.

Киностудия «Мосфильм»; snailnight.livejournal.com / arch-heritage.livejournal.com

2 / 10

Усадьба Ляхово

Слева кадр из фильма «Формула любви». Режиссер Марк Захаров, 1984 год. Справа усадьба Ляхово в 2009 году.

Киностудия «Мосфильм»; snailnight.livejournal.com / arch-heritage.livejournal.com

3 / 10

Усадьба Ляхово

Слева кадр из фильма «Формула любви». Режиссер Марк Захаров, 1984 год. Справа усадьба Ляхово в 2009 году.

Киностудия «Мосфильм»; snailnight.livejournal.com / arch-heritage.livejournal.com

4 / 10

Усадьба Ляхово

Слева кадр из фильма «Формула любви». Режиссер Марк Захаров, 1984 год. Справа усадьба Ляхово в 2009 году.

Киностудия «Мосфильм»; snailnight.livejournal.com / arch-heritage.livejournal.com

5 / 10

Усадьба Пущино-на-Оке

Слева кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино». Режиссер Никита Михалков, 1977 год. Справа усадьба Пущино-на-Оке в 2013 году.

Киностудия «Мосфильм»; Wikimedia Commons

6 / 10

Усадьба Пущино-на-Оке

Слева кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино». Режиссер Никита Михалков, 1977 год. Справа усадьба Пущино-на-Оке в 2008 году.

Киностудия «Мосфильм»; Wikimedia Commons

7 / 10

Усадьба Пущино-на-Оке

Слева кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино». Режиссер Никита Михалков, 1977 год. Справа усадьба Пущино-на-Оке в 2017 году.

Киностудия «Мосфильм»; Wikimedia Commons

8 / 10

Усадьба Осиновая Роща

Слева кадр из фильма «Дворянское гнездо». Режиссер Андрей Кончаловский, 1969 год. Справа усадьба Осиновая Роща в 2008 году.

Киностудия «Мосфильм»; Wikimedia Commons

9 / 10

Усадьба Осиновая Роща

Слева кадр из фильма «Дворянское гнездо». Режиссер Андрей Кончаловский, 1969 год. Справа усадьба Осиновая Роща в 2008 году.

Киностудия «Мосфильм»; Wikimedia Commons

10 / 10

Усадьба Осиновая Роща

Слева кадр из фильма «Дворянское гнездо». Режиссер Андрей Кончаловский, 1969 год. Справа усадьба Осиновая Роща в 2008 году.

Киностудия «Мосфильм»; Wikimedia Commons

Пущино-на-Оке, усадьба помещика Якова Арцыбашева, построенная в конце XVIII века в Серпуховском районе Московской области, в 1976 году снялась в «Неоконченной пьесе для механического пианино». Тогда дом пустовал после закрытия находившейся в нем сельской больницы. С восьмидесятых усадьба стоит заброшенной. Юридически дом находится в управлении Академии наук РФ.

Внушительный деревянный дворец из фильмов «Дворянское гнездо» (1969) и «Подранки» (1976) — усадьба Осиновая Роща княгини Екатерины Лопухиной. Здание выстроено в 1820-е архитектором Викентием Беретти, в 1990 году включено в списки ЮНЕСКО, в 1991-м — сгорело. Сохраняются боковые крылья — редкий деревянный ампир, не предполагавший штукатурки, с классическими деталями, выполненными из досок. В 2009 году озвучивались планы по окончательному сносу памятника для «воссоздания в современных материалах».

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Камео дня

Арво Пярт в «Бриллиантах для диктатуры пролетариата»Патент дня

Механическое опахалоРоманс дня

Пионерский

Архив

Элементы декора русского сада

Забор

Первое, что бросается в глаза на любом участке – это его ограждение. Если начинать создавать кусочек русской усадьбы на своей даче, то не обойтись без забора, который отвечает всем требованиям стиля. Каким же он должен быть?
В качестве материала идеально использовать обычное бревно. Высота варьируется, но, как правило, лучше придерживаться золотой середины – 1.5 м. Очень комфортная высота забора, которая создает ощущение личного пространства (это соответствует элегическому настроению русских усадеб), но не дает почувствовать себя запертым в коробке. Выглядит такая ограда, конечно, просто, по сравнению с кованой изгородью или забором из природного камня.Деревянный забор
Добавить изысканности простому бревенчатому забору помогут высаженные вдоль него кустарники (чубушник, сирень) или цветы (лилии, хризантемы, ромашки, небольшие клумбы с розами). Еще один вариант на любителя – острый частокол, который также характерен для стиля русской усадьбы. В любом случае, общий вид забора должен быть тонким намеком на то, что скрывается за ним. Все должно смотреться гармонично.

Дорожки

Дорожки на участке лучше тоже сделать в природном варианте: гравий, песок или кора деревьев.Дорожки на участке лучше тоже сделать в природном варианте: гравий, песок или кора деревьев
В русском стиле не используются прямолинейные дорожки и тропинки. Они всегда вьются, и по краю обязательно высаживаются цветы или пряные травы. На больших площадях тропинки просто теряются в тени деревьев.

Газоны

Газон лучше всего разместить позади дома, высадив на дальней стороне кустарники или одиночные деревья. Что касается оформления: уместно будет засеять его многолетними травами; отдельными островками, чтобы не терялись на общем фоне, высадить невысокие яркие цветы.

Беседки

Классические павильоны богатых русских усадеб трансформировались в уютные и практичные беседки. Выполнены они, опять же, из дерева. Для посиделок с семьей или гостями выгоднее всего размещать их в тени деревьев или высоких разлапистых кустарников. Декорировать беседку можно хмелем, вьюном или виноградом.Беседка
Мебель для беседок выбирается деревянная или плетеная. В тени деревьев располагается несколько изящных лавочек.
Так называемые в старину «потехи» (горки, оранжереи, увеселительные павильоны) можно адаптировать и к современным реалиям. Немного найдется смельчаков, желающих построить на даче птичий двор или кроличью ферму (как это было в дворянских усадьбах). Зато, если в семье есть дети, «потехами» станут деревянные качели, песочница, детские невысокие лавочки.Если в семье есть дети, потехами станут деревянные качели, песочница, детские невысокие лавочки
Ограничить игровую зону можно при помощи клумб с цветами. Понравится детям и уголок с садовыми скульптурами (герои сказок, птицы, животные и многие другие). Он станет и элементом декора, и источником радости для маленьких дачников.

Пруд

Вода… В русском саду обязательно должна быть водная составляющая. Сделанный собственными руками пруд выполняет две функции: утилитарную (разведение рыб) и декоративную.В русском саду обязательно должна быть водная составляющая
Какую красоту можно создать, если по берегам небольшого прудика высадить хосту, багульник, бересклет или цветущие однолетники! Только обязательно нужно укрепить склоны специальными георешетками и поверх них раскатать рулонный газон.
Художественным элементом дизайна может стать любая вещь, подходящая по духу русскому стилю. Хотите деревянный мостик через пруд – хорошо, повесить скворечник или кормушку для птиц – здорово, применить старое деревянное колесо в качестве украшения сада – тоже подойдет!Художественным элементом дизайна может стать любая вещь, подходящая по духу русскому стилю
Главное – все должно быть выполнено из соответствующих материалов и максимально органично сочетаться с общим стилем сада.

Где жил Ленский, или Усадьба Дмитрия Веневитинова

Дом поэта-романтика, философа и критика начала XIX века, чей образ использовал четвероюродный брат Александр Пушкин для своего романтичного персонажа из «Евгения Онегина». Но есть и другое название — «Дом, в котором жила и работала писательница Этель Лилиан Войнич». Автор «Овода» работала в усадьбе гувернанткой. Возможно, секрет литературного вдохновения обитателей усадьбы под Воронежем — в живописности уголка на левом берегу Дона. Веневитинова усадьба — одна из немногих для своего времени дошла до наших дней в идеальном состоянии; даже каменные дорожки не изменили рисунка с XVIII века.

Позднее барокко в Ступино

1 / 8

Вид усадьбы Отрада-Семеновское. Картина неизвестного художника. Начало XIX векаГосударственный исторический музей

2 / 8

Главный дом усадьбы со стороны двора. Начало XX векаРусские усадьбы

3 / 8

Главный дом усадьбы со стороны реки. Начало XX векаРусские усадьбы

4 / 8

Овальная белая столовая усадьбы. Начало XX векаWikimedia Commons

5 / 8

Кабинет графа А. В. Орлова-Давыдова. Начало XX векаРусские усадьбы

6 / 8

Усадьба Отрада-Семеновское. До 1940 годаotrada-o.ru

7 / 8

Вид на крыло. До 1940 годаdeadokey.livejournal.com

8 / 8

План первого этажа главного усадебного дома. 1975 годРусские усадьбы

Отрада-Семеновское Ступинского района Московской области из числа самых известных и самых печальных брошенных усадеб находится всего в 60 кило­метрах от столицы. Это совсем позднее барокко, приходящееся на начало екатери­нинского правления: рисунок наличников все еще старомоден, а венчающий карниз уже имеет классическую проработку. В целом заказчик строительства граф Владимир Орлов, один из братьев первого фаворита императрицы Екатерины II, видел дом как романтический «барский замок» в английском духе. Дворец выстроен в 1774–1779 годах на берегу реки Лопасни, его окружает парк с солнечными часами, фонтанами, оранжереями, воро­тами, украшен­ными изваяниями львов и орлов, фамильным мавзолеем и храмом, стоящим на холме над Отрадой.

Фасад здания изящен и прост, а планировка очень сложна — строгая анфилада главного объема сочетается с ризалитами  Ризалит (от итал. risalita — «выступ») — часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания., где умещаются помещения овального и даже треугольного плана. Еще большую живописность дому придали достроенные в середине XIX века угловые ротонды и опоясывающие их лестницы. Всего 10–15 лет назад можно было увидеть интерьеры дворца — с богатыми печами и тончайшими росписями стен и потолков работы самого Карла Брюллова.

1 / 7

Главный дом усадьбы Отрада-Семеновское, Ступинский район Московской области. 2014 годWikimedia Commons

2 / 7

Главный дом усадьбы. 2016 год Вадим Разумов

3 / 7

Фамильный герб Орловых на фасаде главного дома усадьбы. 2016 год Вадим Разумов

4 / 7

Отделка одной из комнат главного дома усадьбы. 2002 годРусские усадьбы

5 / 7

Интерьер главного дома усадьбы. 2014 год kva_pharm / CC BY-NC-SA 2.0

6 / 7

Интерьер главного дома усадьбы. 2014 год kva_pharm / CC BY-NC-SA 2.0

7 / 7

Интерьер главного дома усадьбы. 2016 год Вадим Разумов

После революции здесь работал небольшой музей дворянского быта, но в 1938 году в заречной части парка построили госдачу для Лаврентия Берии, и с тех пор усадьба принадлежит специальным ведомствам. Здесь размещались школа НКВД, пионерлагерь КГБ, а ныне дворец и его окружение находятся на земле закрытого санатория ФСБ. Усадьба добро­совестно реставрировалась в 1980-е годы, но в 1998 году дворец был выписан из федерального реестра и вскоре разграблен (включая кровельное железо). Идет поиск инвестора для реставрации памятника, так как ни Росимущество, ни ФСБ не готовы брать на себя подобные хлопоты. Дом стоит с провалившейся крышей и заплесневе­лыми стенами, а минимальные работы по его сохранению обеспечивают лишь редкие волонтерские субботники.

Реконструкция заброшенного сада

Запущенный сад – не повод расстраиваться. Особенно если на нем высажены фруктовые деревья или кустарники различных видов. Из такого сада можно получить практически готовый русский стиль кантри. Выросшие цветы и растения, если их подровнять, можно использовать в качестве бордюров для дорожки.

В случаях, когда на заброшенных участках есть вьющиеся виды растений, из них великолепно получится пергола. Старую хозяйственную утварь можно использовать в качестве декоративных элементов для сада. Разбавить заброшенный участок следует новыми посаженными цветами в той же цветовой гамме, что и дикие растения.

Облик русского сада

Колористика

Цвета на территории такого сада используются светлые, спокойные: песочный, оттенок свежей древесины, белый, голубой, весь спектр зеленого, нежно-абрикосовый. Яркими акцентами станут цветы на клумбах или декоративные кустарники. Садовые скульптуры пастельных тонов выгодно подчеркнут сочную зелень листвы.

Кустарники

Типичный русский колорит передают душистые кустарники: жасмин, сирень.Типичный русский колорит передают душистые кустарники: жасмин, сирень
Не только радовать взор, но и давать урожай будут кусты малины, крыжовника, смородины. Они и так есть у каждого садовода, так что, если решиться переделать уже имеющийся сад, проблем с приобретением не будет. 
Дополнить уже растущие кустарники можно калиной и барбарисом.Барбарис
Внести каплю яркости поможет оригинальный кустарник – бересклет европейский с густой раскидистой кроной высотой от 1,5 до 3 м. Очень интересное растение, которое обильно цветет в мае и июне. Цветки мелкие, желтовато-зеленые, к сожалению, практически незаметны. Зато с наступлением осени бересклет украсит сад причудливыми розово-красными коробочками плодов.Бересклет
Если в семье есть дети, высаживать бересклет не стоит, так как его яркие плоды ядовиты (обладают сильным слабительным и рвотным эффектом).
Безопасен и неприхотлив, но не менее пышен и ярок пузыреплодник калинолистный. Окраска его листвы зависит от сорта и бывает желтой, темно-зеленой, пурпурной или темно-красной. Применение пузыреплодника в русском саду можно разнообразить: высадить одиночно на газоне, разместить под пологом деревьев или даже в цветнике, или подселить к крупным хвойным растениям: туе или можжевельнику. Интересным экспериментом будет его посадка рядом с более мелкими листопадными кустарниками и травянистыми многолетниками. Выбор места и соседей для пузыреплодника дает простор фантазии и личным предпочтениям садовода.

Архангельское

В Московской области, в окрестностях города Красногорска расположена усадьба Архангельское, которую заслуженно называют подмосковным Версалем. На её территории с 1919 года находится историко-художественный музей. Усадьба представляет собой удивительно живописную территорию, впечатляющую разнообразием дворцово-паркового ансамбля: весь комплекс включает в себя Большой дворец, Малый дворец, Святые ворота, театр Гонзаго, чайный домик, несколько храмов, фонтанов и памятников. За века существования Архангельское сменило несколько владельцев, среди которых были князья Одоевские, весь род Голицыных и князь Н. Б. Юсупов.

Строительство дворца и других парковых ансамблей в усадебном комплексе началось по заказу Николая Алексевича Голицына при участии архитекторов Джованни Петонди и Джакомо Тромбара. Особенность комплекса заключалась в необычном интерьере манежа, украшенного садом со скульптурой Амура. В 19 веке князь Юсупов размещал в Архангельском свои скульптурные коллекции, но после войны с Наполеоном усадьбу разграбили, а отдельные элементы пострадали от пожара. Долгое время усадьба реставрировалась, и в её восстановлении принимали участие лучшие архитекторы. Гостями усадебного комплекса были императоры, известные писатели, поэты. В настоящее время усадьба служит площадкой для культурных мероприятий и концертов. Среди них – крупный ежегодный фестиваль «Усадьба Jazz». Ознакомиться с анонсом мероприятий можно на сайте.

Парк открыт ежедневно с 10:00 до 21:00 и до 20:00 в праздничные дни. Дворец и колоннада работают со среды по пятницу с 10:00 до 17:00, а по выходным до 18:00. Понедельник и вторник – выходные.

Как добраться?

Усадьба Архангельское находится на территории Красногорского района Московской области. Из Красногорска туда можно доехать на 520 и 824 автобусах, из Москвы от станции Тушинская отправляются автобусы 541 и 549. Если едете на автомобиле, следует ориентироваться на пятый километр Ильинского шоссе.

 Источник фото: sandra-rimskaya.livejournal.com

Усадьба Приютино: «Я вас любил…»

…Писал Александр Сергеевич Пушкин, по одной из версий — Анне Олениной. Поэт часто бывал в загородной вотчине президента Академии художеств: Алексей Николаевич оформлял первое издание «Руслана и Людмилы». А поэт проникся романтическими чувствами к дочери хозяина усадьбы. Способствовала этому и романтичность места: дом красного кирпича и две оранжереи. Ручей Смольный, превратившийся в живописную запруду, парк с пейзажными картинами и вековыми дубами, которые сажали родители вместе с детьми. Дуб, посаженный Колей Олениным, засох после его гибели на Бородинском поле. На этом месте поставили памятник — усеченную пирамиду.

Современный стиль «русская усадьба» в ландшафте

При создании ландшафтного дизайна все больше дизайнеров использую стиль русская усадьба или, как его обычно называют «русский стиль». Особенно популярен такой дизайнерских ход на участках, которые располагаются в непосредственной близи к лесу или к речке.

Современный русский стиль содержит в себе все основные идеи для красивого сада, позаимствованные у архитекторов XIX века. Современные дизайнеры тщательно подбирают цветущие растения, которые подойдут для той или иной климатической зоны. Именно цветы в современном стиле являются основным элементом сада. В середине центральной дорожки, ведущей от дома к воротам, дизайнеры предлагают устанавливать розарии или клумбы. Все цветы в них должны сочетаться между собой по размеру и цвету.

Особое внимание также уделяется хвойным деревьям. Если на территории участка нет таковых, то проектировщики предлагают высадить крупномеры

Для законченной картины усадебного участка дизайнеры добавляют современные легкие беседки и скамьи, которые гармонично смотрятся в зоне отдыха, рядом с центральным цветником.

Экспериментальный Кваренги под Воронежем

1 / 6

Парадный фасад главного дома усадьбы в селе Горожанка, Рамонский район Воронежской области. Конец XIX — начало XX векаWikimedia Commons

2 / 6

Интерьер одной из комнат главного дома усадьбы в селе Горожанка. Конец XIX — начало XX векаWikimedia Commons

3 / 6

Фасад главного дома усадьбы Горожанка со стороны Дона. До 1941 годаWikimedia Commons

4 / 6

Парадный фасад главного дома усадьбы в селе Горожанка. 1946 годWikimedia Commons

5 / 6

Парадный фасад главного дома усадьбы в селе Горожанка в Воронежской области. 2014 год Алексей Задонский / CC BY-SA 4.0

6 / 6

Фасад главного дома усадьбы Горожанка со стороны Дона. 2014 год Алексей Задонский / CC BY-SA 4.0

Еще одна усадьба нестандартной архитектуры — Горожанка Рамонского района Воронежской области, предположительно выстроенная в 1787–1794 годах зодчим Джакомо Кваренги. Главный дом, стоящий высоко над Доном, имел очень яркую композицию, образуемую куполом над башнеобразным парадным залом и полукруглой садовой террасой, зажатой меж двумя узкими ризали­тами. Он строился для помещика Алексея Акиндиновича Веневитинова — известный московский поэт Дмитрий Веневитинов был внуком его старшего брата. После усадьба стала приданным его правнучки Екатерины, вышедшей замуж за деловитого инженера Семена Чоколова. Она, как нормальная героиня Чернышевского, открыла в Горожанке швейную школу-мастерскую для крестьянских девушек, выросшую в отдельный промысел, — в 1900 году горожанкинский ковер получил золотую медаль на Всемирной выставке и был куплен Лувром.

После революции господский дом был коммуной бывших беспризорников, потом школой-интернатом и казачей кадетской школой. В 1970-е годы по сторонам дома построили два советских трехэтажных корпуса, а сам он оказался брошен. Интерьеров и террасы уже нет, остальное — в процессе плавного разрушения.

Список источников

  • www.culture.ru
  • anashina.com
  • 7dach.ru
  • 1decor.org
  • arzamas.academy
  • blog.excurspb.ru

Похожие статьи

Комментировать
0
38 просмотров

Если Вам нравятся статьи, подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзене, чтобы не пропустить свежие публикации. Вы с нами?

Adblock
detector