1e0c89364b9cc0cd180832a1e933c695.jpg

Студентам

СОДЕРЖАНИЕ
0
9 просмотров
14 февраля 2020

Люди важнее учебного плана

В компьютерном классе студенты показывают художнику Протею Темену свои проекты: во втором полугодии они могут сделать работу для существующей организации или самостоятельно придумать бриф. Пока некоторые доделывают свой проект, работы показывают отличники. Один из студентов придумал айдентику для Государственного музея современного искусства. Протей советует ему подумать, как логотип будет смотреться на плакате, сайте, в каталоге выставки и т. д. Другая студентка делает фирменный стиль для лектория в павильоне «Космос» на ВВЦ. На примере этой работы Протей объясняет, как нужно придумывать название проекта. Он советует проиграть диалог о лектории в голове и представить, как друзья будут обсуждать планы пойти в выходные на лекцию. Помимо этого, преподаватель рассказывает, как лучше оформить презентацию — сколько слайдов в ней должно быть, как разместить графические элементы на странице, с чего начинать выступление и пр.

Занятие заканчивается, когда Протей включает видео #PostModem о том, как девочка оцифровывает своё сознание, записав его на компьютерную плату, а потом разрезает лоб, вставляет туда «память» и попадает в цифровой мир. Несмотря на то что все кураторы строят свои занятия в соответствии с программой курса «Креативное проектирование», опыт каждого влияет на то, какие знания получают студенты, и неудивительно, что Протей, участвовавший в биеннале цифрового искусства The Wrong Biennale, показывает видео о технологической сингулярности.

Темен говорит, что во время встреч со студентами выполняет роль психолога: все практические навыки (работа в Adobe Photoshop, InDesign, 3D Max и других программах) они получают на специальных занятиях, а с Протеем, Гуровичем, Белоусовым, Кузнецовой и другими кураторами обсуждают свои проекты и советуются. В первом полугодии студенты работали над проектом, который придумали сами: осваивая графические инструменты, они делали флаг, логотип, текст, плакат, дизайн среды, концепцию навигации, видео для презентации проекта, а в самом конце — книгу о проекте. «У нас нет формальных заданий на композицию или цвет

Студенты делают продукт по определённому брифу, и в процессе им объясняют, на что нужно обратить внимание — так они всё понимают и про цвет, и про композицию», — говорит Протей

Темен и многие другие сотрудники никогда не работали в сфере образования, а для Протея это и вовсе первая работа в офисе (точнее, в аудитории) за долгое время — 6 лет он занимался собственными проектами. Однако он и другие молодые сотрудники достаточно компетентны, чтобы преподавать. Получению должности на факультете дизайна предшествовала долгая подготовка. «На протяжении целого года мы ежедневно встречались и все вместе разрабатывали программу и методику обучения», — говорит Арсений Мещеряков. Кроме того, на факультете есть и опытные преподаватели: например, куратор Александра Кузнецова окончила пединститут и читала лекции в Британской высшей школе дизайна.

Здание

У здания Школы дизайна, расположенного на углу Малой Пионерской улицы и Стремянного переулка, — почти напротив Павелецкого вокзала — долгая и богатая история. До революции на этом месте работала фабрика купцов Оловянишниковых, производившая церковную утварь — вторая по величине среди подобных московских предприятий, а в 1926 году сюда переехал оптико-механический завод «Геодезия», где изготавливали знаменитые фотоаппараты «Лейка».

Подробнее об истории здания Школы дизайна ВШЭ можно прочитать в проекте Вышка.Фундамент.

В 1938 году было завершено строительство современного здания, которое уже стало своеобразной визитной карточкой Школы дизайна. Крыло дома, расположенное на Малой Пионерской, сейчас как раз соединяется с бывшей фабрикой Оловяшниковых. В августе 1941 года завод «Геодезия» был эвакуирован в Свердловск, а помещения занял завод № 398, производивший боеприпасы. Можно предположить, что «башенка», которую сейчас хорошо видно над правым крылом здания, появилась именно в этот момент для наблюдения за порядком на объекте стратегического назначения. Из ее окон, выходящих на все четыре стороны, сейчас открывается вид на ближайшие окрестности, и после того, как закончится ремонт, здесь, возможно, будет одна из аудиторий или мастерских.

Вступительные испытания

Абитуриенты представляют мотивационное письмо, которое должно включать:

  • описание проекта (1 – 2 страницы текста), который будущий магистр собирается реализовать во время обучения; текст составляется в свободной форме на русском языке;
  • сведения об опыте профессиональной деятельности;
  • описание перспектив и планов реализации полученного образования в будущем.

Критерии оценки проекта: оригинальность идеи, степень проработанности проекта, актуальность. 

Так же абитуриент  проходит собеседование, в ходе которого  ему необходимо защитить идею своего проекта, рассказав о ее актуальности и ответив на вопросы экзаменационной комиссии о собственных предпочтениях в области искусства и дизайна.

Мотивационное письмо и портфолио (оригиналы или копии) предоставляются в приемную комиссию в момент подачи документов и направляются в электронном виде по электронной почте [email protected]

Университет/галерея/швейная мастерская

В 2017 году у дизайнеров Вышки прошел первый в истории выпускной. За 4 года своего существования Школа дизайна уже успела занять одно из ведущих мест в области дизайн-образования и не собирается останавливаться на достигнутом. Каждый год здесь появляются новые профили и направления подготовки, а параллельно меняется и интерьер.

От остального здания пока сильнее всего отличается второй этаж, потому что там еще сохранились следы от «бывших жильцов» — МИЭМ. Некоторые приборы, вывески и плакаты пока остались на прежних местах: еще в прошлом году тут занимались будущие инженеры, и ремонт только предстоит. Сейчас здесь немноголюдно и тихо, а в аудиториях арт-практики студенты медитативно занимаются творчеством.

Основной поток студентов сосредоточен на третьем этаже, и хотя компьютерные классы уже появились и на втором, и на четвертом, именно на третьем стоит больше всего компьютеров от Apple. Стены аудиторий и коридоров здесь выкрашены в белый цвет, потому что во время сессий они превращаются в выставочное пространство, и все студенческие работы вывешиваются прямо на них. Поэтому на стенах можно увидеть остатки разноцветного скотча, стикеры и другие «пометки». В июле здесь же «развешиваются» абитуриенты, сдающие творческий экзамен.

После успешных экзаменов или зачетов некоторые работы так и остаются висеть. Например, стена рядом с расписанием покрыта рисунками, сделанными студенткой в рамках задания по арт-практике, а постеры с ответами на основные вопросы первокурсников про майноры, справки и другие насущные темы придумала студентка третьего курса профиля «Коммуникационный дизайн» специально для учебного офиса, куда в сентябре поступает огромный поток одинаковых вопросов. При наведении на QR-код открывается ссылка с соответствующим разделом на сайте ВШЭ, где все подробно объяснено. «Лично я занимаюсь фирменными стилями, логотипами, упаковкой, делаю плакаты, — рассказывает Инна, тоже студентка профиля «Коммуникационный дизайн». — Я вижу, что дизайн в России сейчас носит больше «украшательский» характер, а моя задача — показать, как он может решать проблемы с коммуникацией».

Мастерские

Мастерские — отличительная особенность Школы дизайна ВШЭ. Попасть в них можно только через внутренний двор, который используется как полноценное арт-пространство для различных мероприятий. Например, летом здесь проходят итоговые экзамены студентов направления «Мода» — показы коллекций одежды.

Из внутреннего двора можно зайти в производственные мастерские. Здесь проходят занятия у студентов, которые выбрали вариатив «Ювелирная мастерская», «Шелкография» или «Фарфор» (про студентов вариатива «Ювелирная мастерская» можно прочитать в нашем материале). Кроме того, если у студента любого профиля в рамках работы над проектом возникла идея напечатать что-то на станке или создать изделие из фарфора, он может сделать это в мастерских. Например, выпускница прошлого года Аня Кошелева для своей дипломной работы — бренда коллекционных футбольных изданий и серий предметов brovka — сделала фарфоровый мяч в натуральную величину.

В мастерских учатся делать посуду, ювелирные украшения из различных металлов, а еще осваивают различные техники печати на всех возможных поверхностях — от ткани до металла.

В одном из помещений на первом этаже осенью 2020 года открылась HSE Art Gallery. Галерея станет пространством для общения и обмена опытом студентов и практиков современного искусства. Здесь будут выставляться проекты студентов, курируемые преподавателями Школы и приглашенными экспертами, а к организации выставок будут привлекать ведущие культурные институции, а также независимых кураторов и художников.

Натюрморты не принимаются

В день открытых дверей на факультете дизайна НИУ ВШЭ я не могу пробиться в холл, где выступает креативный директор факультета Арсений Мещеряков, кураторы и преподаватели. Желающих поступить так много, что мне приходится провести 40 минут на лестнице среди ребят, которые, как и я, не слышат ни слова Мещерякова. Первокурсница объясняет стайке поступающих, что нужно понимать «характер» шрифта: «У Рианны на альбоме должен быть ломаный, а у Бейонсе — округлый». В это время оказавшиеся в толпе родители абитуриентов расспрашивают студентов совсем о другом: тяжело ли учиться? есть ли время на обед? можно ли найти работу? Те отвечают, что учиться тяжело, но зато работу некоторые нашли уже на первом курсе.

После я поднимаюсь с абитуриентами в светлый холл. Факультет дизайна делит здание с МИЭМ, и его аудитории отличаются от остальных помещений: всё отремонтировано, на белых стенах развешаны работы студентов. В одной из комнат абитуриентам рассказывают про вступительные экзамены, в другой — развлекают инсталляцией с Kinect, которая называется «Феникс» (в честь её создателя, студента 2-го курса Олега Фенькова): абстрактное изображение на экране менялось в зависимости от движений людей перед ним. Однако творческий конкурс интересует всех больше, чем развлечения. Мамы осаждают Мещерякова вопросами, подойдут ли для портфолио работы из художественной школы. Он терпеливо отвечает, что нужно ориентироваться на современных дизайнеров, а работы по академическому рисунку и натюрморты не принимаются.

Программа первого года состоит из двух блоков. Первый и главный — это творческий блок из специализированных предметов. Самый важный из них — «Креативное проектирование». В рамках этого курса студенты работают над собственными проектами под руководством кураторов. Кроме того, в творческий блок входят практические дисциплины: арт-практика (или академический рисунок по методике куратора Сергея Кужавского), базовые технологии дизайна (изучение популярных графических редакторов), интерактивный дизайн, дизайн среды, цветоведение, типографика и материаловедение. Второй блок программы — общеобразовательный. Он включает в себя английский язык (первые два года студенты готовятся к IELTS, а затем изучают профессиональную лексику), общую историю искусства, историю дизайна и филологию.

«Сейчас основная задача — создание из этого комплекса (что на ул. Малой Пионерской) европейской школы с технологическими мастерскими; каждый миллиметр этого здания запроектирован и знает свою будущую функцию», — говорит Мещеряков, показывая на старый коридор, покрашенный странной бежевой краской. В новом учебном году МИЭМ переедет, и в январе 2015-го начнётся ремонт, который должен завершиться к 2016 году. Тогда на факультете появятся мастерские для студентов, выставочные пространства и больше учебных классов с новым оборудованием. Кроме того, сейчас факультет дизайна объединяется с несколькими другими (университет создаёт несколько больших факультетов вместо множества маленьких, чтобы ими было легче управлять) и станет чаcтью Факультета медиа, дизайна и коммуникаций. Однако бакалаврских программ по изобразительному искусству пока не будет: для воспитания художников нужна другая образовательная лицензия.

Сроки подачи документов в магистратуру в 2015 году

Прием документов открыт с 1 июня 2015 года. Всем абитуриентам необходимо предоставить оригиналы документа гособразца о высшем профессиональном образовании и соответствующее приложение к немуне позднее 7 августа 2015 г.

Внимание! Подача документов в электронной форме в 2015 году не предусмотрена. 

Зарегистрироваться как абитуриент магистратуры НИУ ВШЭ также  можно:

  • послав документы почтой (инструкция);
  • через Личный кабинет (регистрация откроется 1 июня 2015 года).

Приемная комиссия 

Адрес приемной комиссии:  г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, ауд. 111 (первый этаж). Метро: Лубянка, Китай-город, Чистые пруды, Тургеневская. Режим работы: пн-пт с 10:00 до 17:00, кроме субботы и воскресенья.

Бесплатные консультации

Получить консультацию по вопросам выбора направления обучения в бакалавриате или магистратуре, узнать, как подготовить проект на творческий конкурс абитуриенты могут у руководителя Школы дизайна НИУ ВШЭ Арсения Мещерякова. Можно писать сообщения с пометкой «Поступление 2015» и задавать вопросы на его страничке в .

О профиле

На профиле «Мода» студенты получают образование, которое позволит им работать в разных областях современной российской индустрии моды и понимать, как она устроена. В первую очередь, обучение ориентировано на создание, развитие и управление собственным брендом. Однако спектр получаемых знаний настолько широк, что выпускники могут найти себя в множестве профессиональных областей — от ритейла до маркетинга и пиара, от мерчандайзинга и глянцевой журналистики до оформления фешн-пространств. Проектный подход учит студентов мыслить практическими задачами и решать их, опираясь на глобальные ценности индустрии моды, при этом студенты получают обширную техническую базу (от конструирования одежды и работы с эскизами до компьютерных программ), а часть учебной программы посвящена наработке культурного бэкграунда в сфере истории моды, дизайна и искусства.

Реальные проекты важнее выдуманных

«Я работаю в самом классном месте на факультете», — говорит Алёна Дорохина, преподавательница веб-мастерской и одна из самых активных сотрудников факультета: вместе с Олегом Пащенко она придумала онлайн-издание «Ризома» (все материалы верстают сами студенты), пригласила команду Lateral Summer снимать о факультете фильм и провела в библиотеке им. Достоевского серию воркшопов для дизайнеров. Все первокурсники занимаются в веб-мастерской вместе (в этом году они делали прототип мобильного приложения и проводили большое исследование для того, чтобы сделать свой сайт), но во второй год обучения появятся два отдельных курса: Олег Пащенко будет преподавать дизайн интерфейсов, а Дорохина — интерактивный дизайн.

«Я хочу, чтобы ребята уже сейчас участвовали в культурных мероприятиях», — говорит Алёна. Недавно вместе с ней студенты сделали интерактивную инсталляцию (они решили анимировать картину Дали) для выставки Subject the Object в центре дизайна ARTPLAY, которая будет проходить в рамках «Ночи в музее». Алёна старается найти для студентов настоящую работу: скоро они будут делать проект для библиотеки им. Достоевского, в которой проходят воркшопы и лекции факультета.

 Работы студентов

Преподаватель: Кузнецова Александра

Преподаватель: Кузнецова Александра 

Преподаватель: Протей Темен

Преподаватель: Протей Темен

Преподаватель: Кузнецова Александра

Преподаватель: Протей Темен

Ключевые дисциплины

1. Креативное проектирование

Проектная работа:

1 год

  • Проект интерьера малогабаритной квартиры или квартиры студии
  • Проект интерьера магазина
  • Проект интерьера кафе с барной стойкой
  • Проект интерьера офиса (основы DIALux)

2 год

  • ​Дизайн интерьера загородного дома (особняка)
  • Дизайн общественного интерьера (кино, театр, музей, библиотека, спортивные сооружения)
  • Дизайн интерьера гостиницы (2 уровня номеров, входная зона и ресепшн, ресторан, общественное пространство, спорт + SPA) – 2 модуля

Ряд теоретических и практических занятий, сопровождающих работу над проектом, и проводимых специалистами по следующим направлениям:

  • Составление коммерческого предложения
  • Составление технического задания
  • Технология проведения обмеров, построение обмерных чертежей, принципы фотофиксации объекта
  • Изучение и анализ современных тенденций в дизайне интерьера, визуальное исследование
  • Создание креативных эскизных предложений, создание концепции интерьера
  • Основы эргономики и принципы функционального зонирования, проработка планировочных решений
  • Конструктивные решения (несущие  элементы здания, виды ограждающих конструкций, перегородок, состав полов, шумо- звуко- изоляция, гидроизоляция, инсоляция)
  • Инженерное оснащение интерьера (отопление, вентиляция, кондиционирование, водопровод, канализация, пожаротушение)
  • Электрика (розетки, выключатели, датчики движения, теплые полы, система «умный дом»)
  • Освещение и основы современного светодизайна (типы осветительных приборов, источников света, нормы, правила)
  • Отделочные материалы (стеновые, напольные, потолочные, понятия «черновые», «отделочные», «декоративные» материалы)
  • Объемное моделирование (3D)
  • Cоздание рабочего проекта
  • Комплектация объекта (подбор отделочных материалов,  мебели и оборудования)
  • Особенности ведения авторского надзора, управление строительным процессом
  • Правовые аспекты (договорная работа с заказчиком, создание дизайн-студии и организация рабочего процесса, нормативная проектная документация – основные СНиПы, ГОСТы) 
  • Психологические  аспекты общения с заказчиком, поиск заказчиков, продвижение собственных услуг, реклама, пиар, презентация проекта

2. Технологии дизайна

В технологический блок входят учебные курсы, ориентированные прежде всего на визуализацию:

  • 1 полугодие – Графическое моделирование (AutoCAD и SketchUp), или 3D-визуализация
  • 2 полугодие – 3D-визуализация
  • 3 полугодие – Графический пакет (Adobe Photoshop) или Мерчандайзинг

3. История и теория искусства и дизайна

Обязательные учебные курсы

  • Общая история искусства
  • История стилей

Учебные курсы по выбору

  • История и теория медиа
  • История и теория типографики
  • История кино
  • История костюма

Столовая

Одно из главных мест притяжения студентов Школы дизайна  — столовая. Она находится на первом этаже, недалеко от входа. В прошлом году здесь был сделан ремонт, и теперь студенты используют ее как полноценный коворкинг, где можно не только перекусить, но и собраться и обсудить будущие проекты или подготовиться к занятию. От интерьеров МИЭМ Школе дизайна достались витражи в окнах между лестничными пролетами и в столовой. А еще здесь стоит пианино — среди студентов много людей, владеющих инструментом, так что обед часто сопровождается звуками музыки. Женя и Инна рассказали, что даже возникла идея запустить краудфандинговую кампанию и объявить сбор средств на настройщика в начале нового учебного года.

Вступительные испытания:

(минимальный балл)

Русский язык
50

Литература
50

Творческий конкурс
60

Для успешного прохождения творческого конкурса абитуриент должен пройти собеседование по истории искусств, а также выполнить творческий проект в форме:

1) Коллекции одежды/обуви/аксессуаров

Проект может быть представлен в виде:

— готовых вещей (серия до 6 предметов любой сложности);

— эскизов вещей (серия из 6-12 эскизов формате не более, чем А3, объединенных единой темой). Возможно воплощение одного или нескольких образов в виде готового изделия или макета в масштабе;

— фотографий вещей ( серия из 6-12 фотографий формата не более, чем А3, объединенных единой темой). Возможно воплощение одного или нескольких образов в виде готового изделия или макета в масштабе.

Проект может сопровождаться серией коллажей формата не более, чем А3, показывающих возникновение и развитие идеи коллекции.

2) Визуального исследования

Проект может быть представлен в виде:

— серии из 6-12 коллажей формата не более, чем А3, на тему тенденций текущего сезона. Коллажи должны демонстрировать 6 и более тенденций текущего модного сезона в различных аспектах: например, цвет, текстуры и ткани, примеры с подиумов, источники вдохновения (кино, фотографии, искусство, дизайн, архитектура и др.) или примеры с подиумов;

— серии из 6-12 коллажей формата не более, чем А3, посвященных определенному направлению в моде / историческому отрезку / персонажу;

— серии из 6-12 фотографий / коллажей / эскизов формата не более, чем А3, посвященных исследованию определенного уличного стиля / субкультуры / стиля конкретной локации (района или города) и др. 

3) Фотосъемки

Проект может быть представлен в виде:

— модной съемки (серии из 6-12 фотографий формата не более, чем А3, представляющих модель в разных образах, стилистически решенных автором). Съемка должна быть решена в едином эстетическом ключе и представлять различные варианты стайлинга (сочетаний предметов одежды);

— предметной съемки (серии из 6-12 фотографий размера не более, чем А3, представляющих аксессуары / обувь / косметику / предметы интерьера). Съемка должна показывать разные варианты композиционного решения, объединенные единым эстетическим подходом;

— съемки уличного стиля (серии из 12 и более фотографий формата не более, чем А3, представляющих авторское видение уличного стиля через неповторяющиеся оригинальные образы разных людей).

Екатерина Павелко — одна из самых опытных стилистов и редакторов моды в Москве, специалист по мужскому стилю, директор моды в журнале Esquire Russia на протяжении 10 лет.

Список источников

  • www.hse.ru
  • design.hse.ru
  • www.lookatme.ru

Похожие статьи

Комментировать
0
9 просмотров

Если Вам нравятся статьи, подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзене, чтобы не пропустить свежие публикации. Вы с нами?

Adblock
detector