СОДЕРЖАНИЕ
• Образование глины
10
Природная красная глина
11
Белая глина
11
Грубокерамические материалы
13
• Массы с
цветным пигментом
14
МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ГЛИНОЙ
•
Формовка
16
•
Воздушные
пузыри
17
•
Усадка
18
•
Сушка
18
•
Роспуск
глины
19
ИНСТРУМЕНТЫ
Необходимые
инструменты
20
КЕРАМИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ РУЧНОЙ РАБОТЫ
ТЕХНИКА МОДЕЛИРОВАНИЯ
•
Создание
моделей
28
•
Техника
шара
30
•
Техника
валика
32
Изделия
цилиндрической
формы
32
Изделия
круглой
формы
34
Налепные
детали
на
плоской поверхности
36
•
Модели
из
пластин
37
Плоские
изделия
с
орнаментом
41
•
Модели
на
болванках
44
Другие
приемы
заботы
с
~линямой ОООМОй
46
Произвольные
оормы
49
ГОНЧАРНЫЙ КРУГ
•
Общие
понятия
о
гончарном
круге
51
Создание
конуса
на
гончарном круге
51
•
Формовка
на
гончарном
круге
55
Сосуды
с
вытянутым
носиком
55
Формы
с
углами
56
Треугольные
формы
56
Формовка
верхнего
края
изделия
56
Деформация
при
помощи инструмента
56
•
Образование
граней
57
•
Рифленые
изделия
57
РАБОТА С ФОРМАМИ
•
Пресс-формы
58
•
Литейные
кусковые
формы
61
н
I
ТЕХНИКА ДЕКОРИРОВАНИЯ
I
ГРАВИРОВКА, ШТАМПОВАННЫЙ ОРНАМЕНТ И РЕЛЬЕФ
•
Гравировка
65
Штампованный
орнамент
66
Гравировка
на
кожетвердой
глине
68
Гравировка
с
помощью
гипсовой
пресс-формы
69
•
Рельефные
изделия
70
Налепной
рельеф
70
Выполнение
рельефа
с
помощью
пресс-формы
71
Нанесение
рельефа
на
гончарное изделие
73
НАРЕЗНОЙ И ВЫПУКЛЫЙ РЕЛЬЕФНЫЙ ДЕКОР
•
Прорезь
75
•
Инкрустация
на
мягкой
глине
76
•
Инкрустация,
комбинированная с
рельефом
78
•
Гравировка
методом
тиснения
80
Изготовление
штампов
81
Глава АНГОБЫ
РАБОТА С АНГОБАМИ
• Технические качества
ангобов 85
• Назначение ангобов 85
• Основные свойства ангобов
86
Эластичность 86
Спекаемость 86
• Состав 86
• Составление ангобов 87
Ангобы для простого обжига 87
Ангобы для двойного обжига и остекления 87
• Определение плотности
ангобов 88
Аэрометром 88
С помощью кисти 88
Соблюдение гомогенности смеси 89
С помощью руки 89
• Нанесение ангобов после
первого обжига 90
Окраска в ванне с ангобами 90
Нанесение ангобов круглой кистью или флейцем 91
Нанесение ангобов флейцем для декорации 92
Окраска ангобами с помощью губки 93
Окраска ангобами с помощью пульверизатора 93
ЦВЕТНЫЕ АНГОБЫ
• Сырье для краски 94
• Оксиды 95
• Красители 95
Цветовая шкала Красящих веществ 95
ДЕКОРАТИВНАЯ
ТЕХНИКА ПРИМЕНЕНИЯ АНГОБОВ
• Вводная инструкция 97
• Толстые слои ангобов 97
• Нанесение ангобов 97
• Техника сграффито 98
• Грелка с помощью
резиновой груши 99
Метод работы с резиновой грушей 100
Рельеф из точек и линий 101
• Лощение 102
Техника лощения 102
• Трафареты 104
Трафареты из газетной бумаги 104
Применение трафаретов 105
• Роспись кистями 107
Кисти 107
• Живопись по шаблонам 108
Глава
ГЛАЗУРОВАНИЕ И ПОДГЛАЗУРНАЯ РОСПИСЬ
ПОДГЛАЗУРНАЯ РОСПИСЬ
• Оксиды и керамические
краски 112
• Роспись кистью 113
• Применение трафаретов для подглазурной росписи 115
Воск 115
Латекс 116
Самоклеящиеся пленки 117
• Орнаменты — губкой 118
• Выполнение орнаментов
мелками или восковым карандашом 119
ГЛАЗУРОВАНИЕ
• Покрытие глазурью 120
• Виды и состав глазурей
122
• Фриттованные глазури 122
Фриттование глазури 123
Изготовление фритта 123
Классификация фриттованных глазурей 124
• Окрашивание глазури 126
Оксиды 126
Красящие вещества 126
• Нанесение глазури 127
Нанесение глазури кистью 127
Использование пульверизатора 128
Погружение в ванну 128
Глава
ОБЖИГ КЕРАМИКИ
ПЕЧИ ДЛЯ ОБЖИГА
• Печь электросопротивления
132
• Газовая печь 133
• Дровяная печь 133
ТЕХНОЛОГИЯ ОБЖИГША
• Обжиг гончарных изделий 134
Сырой обжиг (бисквитный) 134
Садка 135
• Температурный режим
обжига 136
Конус 136
Пирометр 136
• Типы обжига 137
• График обжига 137
Продолжительность первой фазы 137
Продолжительность второй фазы 137
Продолжительность третьей фазы 138
Продолжительность четвертой фазы 138
Продолжительность пятой фазы 138
Продолжительность шестой фазы 138
Извлечение керамики из печи 139
• Атмосфера обжига 139
Окислительная среда 139
Восстановительная среда 139
ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ И СПОСОБЫ
ИХ УСТРАНЕНИЯ
Применением ангобов 140
При декорировании изделий 141
При обжиге 141
ГЛОСАРИЙ 142
Как делают глиняную посуду?
Чаще всего, в производстве используют глину белых сортов, в природном состоянии она имеет сероватую окраску. После обжига готовое изделие приобретает цвет слоновой кости. Другая, часто применяемая для изготовления посуды глина – красная, в ней в больших количествах содержится окись железа, придающий характерный красно-бурый цвет. Изделия высокого качества могут быть, только если глина довольно жирная, очищенная от мельчайших посторонних включений, и хранится при определенном режиме влажности.
Видео: Как делают посуду из глины?
Посуду производят по технологии:
- Вначале сырье очищают от вредных минеральных включений, затем дробят, просеивают через специальные сита и смешивают с различными добавками.
- Изделия формируют из пластической массы в гипсовых формах, или шликера, так называют жидкое сырье, методом литья ручным или автоматическим способом;
- Затем посуду помещают в специальные сушилки, после сушки обжигают в несколько приемов;
- Краску на посуду наносят подглазурным и надглазурным способом и закрепляют особым обжигом;
- Затем изделие декорируют одним из способов: печать, штамп, деколь, шелкография.
Посуда из глины польза и вред
Пища, приготовленная в керамической посуде не только вкусна, она лучше усваивается организмом. Глина обладает способностью поглощать вредную энергию и излучать свою полезную, исцеляющую силу.
Керамическая посуда обладает удивительными свойствами:
- Пористая структура – продукты, помещенные в глиняные емкости, долго сохраняются свежими, не плесневеют и не засыхают.
- Отлично сохраняет температуру напитков. Горячие – медленно остывают, а холодные – долго не нагреваются.
- Приготавливать в керамической посуде, можно без добавления масла и воды, продукты подвергаются томлению, поэтому пища, приготовленная в глине, считается диетической.
- Глина – это экологически чистый материал, не содержащий никаких вредных примесей и добавок.
За тысячи лет применения не отмечено ни одного вредного свойства керамической посуды, только при выборе, надо внимательно следить, чтобы посуда была пищевой, а не декоративной. Недостатком может быть то, что глиняная утварь хорошо впитывает запахи, поэтому надо правильно за ней ухаживать и стараться готовить определенный вид продуктов.
Чем склеить глиняную посуду?
Склеивать разбитую глиняную емкость можно при помощи пищевого клея, только надо убедиться в его безопасности. Правда, готовить в ней больше не получится, но можно будет эту посуду использовать для подачи продуктов на стол, хранения продуктов.
Красивые кувшины и горшки можно починить «Моментом» или «Секундой», но использовать их потом возможно только для украшения интерьера.
Прежде чем склеить глиняную посуду, надо ее подготовить:
- Собрать и промыть все осколки, затем хорошо высушить;
- Обезжирить места склеивания спиртом, ацетоном или водкой;
- Нанести клей и плотно сжать стыки;
- Снять излишки клея салфеткой и дать застыть.
Как готовить в глиняной посуде в духовке?
Глиняные горшочки разной формы и объема, наиболее часто применяются для запекания в духовом шкафу. Их силуэт: расширенное горлышко, вместительная средняя часть и суженое основание, способствует равномерному распределению тепла по всему объему посуды. Именно в горшочках, такие блюда, как жаркое, жюльен, рагу – отлично приготавливаются и имеют особенно аппетитный вкус и запах.
Керамику можно ставить в газовую или электрическую духовку. Но глина трескается от резких температурных колебаний, поэтому духовка должна быть холодной.
Нельзя в горячую посуду наливать холодную воду или, наоборот, резко охлаждать горячие изделия. Емкости могут быстро впитывать жир или другие загрязнения, поэтому после использования ее надо вручную вымыть мягкой губкой.
Можно ли ставить глиняную посуду в микроволновку?
Глиняная посуда бывает глазурованной (покрытой глазурью) и неглазурованной, обладающие пористой структурой. Они навсегда впитывают аромат первого приготовления, поэтому подходят только для определенных продуктов.
Посуда, покрытая глазурью, единственная, в которой можно готовить в микроволновой печи. Но для разогрева еды можно пользоваться обоими видами. В микроволновку ставят любые емкости, за исключением чайников, кофейников или кувшинов. Емкости должны неплотно прикрываться крышками, посуда должна быть без трещин и сколов. Достают сосуд за 10 мин до готовности блюда. Оно само дойдет до кондиции.
Разновидности посуды
В зависимости от используемого сырья, делят на:
- Терракотовые изделия из красной неглазурованной глины.
- Обварная чернолощеная посуда из задымленной керамики.
- Фарфор – дорогая керамика.
- Фаянс, самый доступный вид.
Керамическая посуда считается лучшей для приготовления чая или кофе. Глиняные исинские чайные принадлежности давно уже стали нарицательными для аксессуаров высокого качества. К ним относятся: заварники, пиалы, чашки и шкатулки для хранения сухой заварки.
Керамическая кухонная посуда пользуется большой популярностью, к ней относятся:
- Кастрюли различной вместимости, для горячих блюд.
- Формы для выпечки и запекания, сковородки.
- Контейнеры для хранения и разогревания пищи.
- Жаровни, тажины, казаны, жюльенницы.
- Утятницы, гусятницы, шашлычницы.
Глиняная кухонная утварь используется не только для приготовления, но и для подачи готовых блюд на праздничный или повседневный стол.
Кроме кухонной, из керамики изготавливают столовую посуду:
- Сервизы, тарелки и блюдца.
- Супницы, салатники и миски для каши.
- Кокотницы, вазы, сахарницы и соусницы.
- Емкости для хранения круп и овощей.
- Кувшины и бокалы для вина и других напитков.
Магические свойства посуды
В любой мировой религии глина – это материал, из которого сотворили первого человека. Поэтому на Руси глиняный горшок издревле ассоциировался с человеком, его судьбой от рождения до самой смерти. Об этом свидетельствуют наименования частей сосудов – шейка, тулово, носик, ручка, горлышко, а крышку кувшинов в некоторых местах называли – наголовник.
Лепные фигурки людей, животных и птиц, славянские гончары изготавливали для защиты людей и скота от мора, посевы от неурожая. А после возникновения христианства, обереги превратились в игрушки, свистульки.
При рождении младенцу на руку надевали глиняный браслет или бусы, на свадьбе – разбивали кружку со словами – «Марюхи (или другое имя) в девках нет, и Марюхиной кружки нет»! Молодым дарили новую утварь, чтобы она служила новой семье, защищала ее, наполняла энергией солнца, земли, ветра и воды. Исцеляла и оберегала от злых людей.
История глиняной посуды
Глина или керамика (keramos) это материал, известный со времен начала истории человечества. Впервые стали использовать как краски, которыми около 20 тысяч лет назад делали наскальные рисунки, такие как в знаменитой уральской Каповой пещере.
В самых разных уголках мира гончары делали горшки и миски, утварь для ритуальных церемоний. Экспериментировали с различными добавками, утрачивали технологии, и вновь создавали их. Гончарное ремесло высоко ценилось во все времена. Только Средние века стали исключением, когда вошли в популярность изделия из драгоценных металлов. Но и тогда глиняная посуда использовалась среди народа. Затем, когда в Европе появился прекрасный китайский фарфор, стоивший дороже золота – история глины совершила новый виток.
В современном мире посуда занимает достойное место в каждом доме. Старинная утварь есть в исторических музеях и становится предметом особой гордости у коллекционеров.
Что можно приготовить в глиняной сковороде?
Для любителей национальной кухни можно приобрести грузинскую сковороду кеци. В отличие от других видов глиняной посуды, она предназначается для готовки на плите, с обычным рассекателем. Есть множество блюд, что можно приготовить. В ней прекрасно получаются: знаменитое грузинское лобио, свиное жаркое – оджахури, рагу, а также вкусные русские блюда из мяса, овощей, аппетитная выпечка.
Кеци используют для запекания продуктов в духовке, как глиняную миску для подачи еды на стол. При выборе надо учитывать, что эти сковороды не всегда покрывают глазурью. Для рыбы предназначают жаровню овальной формы и разных размеров.
Цек
Другое название цека – волосяные трещины. Глазурь склонна к трещинообразованию, но их появления можно избежать, если:
- немного изменить состав глазури, используемой для обжига, или самого черепка;
- накладывать более тонкий слой глазури, чем обычно.
Важно! Для художественно-декоративной керамики едва заметная сеточка из тонких волосков не всегда брак, а для утилитарной – всегда. Главная причина образования цека – несогласованность коэффициентов теплового расширения глазури и черепка, которая дает о себе знать при остывании уже обожженного изделия
А все дело в том, что коэффициент расширения у глазури всегда выше, чем у черепка. В ряде случаев дефект можно убрать, если просто пережечь глазурь (перед помещением в печь образовавшиеся трещинки обязательно заполняются подготовленным глазурным составом)
Главная причина образования цека – несогласованность коэффициентов теплового расширения глазури и черепка, которая дает о себе знать при остывании уже обожженного изделия. А все дело в том, что коэффициент расширения у глазури всегда выше, чем у черепка. В ряде случаев дефект можно убрать, если просто пережечь глазурь (перед помещением в печь образовавшиеся трещинки обязательно заполняются подготовленным глазурным составом).
Список источников
- mosgonchar.ru
- olkolon.narod.ru
- posudaa.ru