284274d8d3623beb19d5a8464cfd2260.jpg

Учебное пособие по технологии “ковроткачество”

СОДЕРЖАНИЕ
0
81 просмотров
15 февраля 2020

Типы ковров ручной работы

Войлочные ковры

Существуют два типа войлочных ковров: валяные изделия и ковры с мозаичным узором. Большинство современных исследователей склоняются к мнению, что выделка валяных изделий предшествовала производству мозаичных ковров.

Войлочные ковры

Для выделки коврового изделия с валянным узором применяется расчесанная и предварительно окрашенная непряденая шерсть. Как правило, узор выкладывается с помощью цветной шерсти, а уже во время валки группы шерстинок разных цветов связываются друг с другом, что обеспечивает прочность ковра, а также гармоничный синтез узора и фона. Подобная техника производства предоставляет возможность получать ковры, отличающиеся своим высокими эстетическими качествами.

Мозаичные войлочные изделия изготавливаются с помощью вырезанных разноцветных элементов, которые сшиты согласно композиции ковра. Обычно места стыков форм зашиваются тесьмой, которая может быть однотонной или иметь несколько разных цветов. Так как рисунок выделывается из готового войлока, а затем сшивается, узор коврового изделия не подвергается изменениям, которые могут получить ковры из мягких тканей во время валки или в бытовом пользовании. Пришиваемая тесьма позволяет значительно увеличить срок службы ковра, она также применяется в качестве улучшения декоративных свойств изделия.

Инструкция

  1. Ворсовые ковры делаются на бесцветной основе. К ней узелками привязываются разноцветные нити, которые потом обрезаются на одинаковой высоте. Качество ковра зависит от его плотности, т.е. от количества узелков на 1 см2.
  2. Чтобы научиться ткать простой гладкий ковер вам понадобится ткацкий станок. Это простейшее сооружение состоит из основания, на котором укреплена деревянная рама. Нижняя перекладина закреплена неподвижно, верхняя – свободно ходит в пазах и закрепляется клиньями так, чтобы перекладины были строго параллельны. Размер станка зависит от величины ковра, который вы хотите сделать. У безворсовых ковров обе стороны имеют одинаковый рисунок, который образуется простым переплетением — перекрещиванием нитей основы и утка в шахматном порядке. Для основы нужны крепкие крученые нити, их располагают по длине ковра и считают по парам. Нити утка поперечно переплетаются с нитями основы и считаются по количеству прокидок. Узор ковра считывается с технического рисунка, который разбит на условные клетки, образованные одной парой основы и определенным количеством прокладок утка. Поэтому техника такого ковроткачества называется счетной.
  3. Выбейте клинья верхней рейки из пазов, чтобы она опустилась на 2-3 см. Заправьте станок основой. Чтобы равномерно распределить нить основы, делайте пометки на рейке карандашом. Последние нити основы по бокам не должны быть ближе 10 см к боковинам рамы. Нить должна обвивать рейки строго вертикально. Конец нити привязывается к нижней перекладине, затем нить перекидывается через верхнюю перекладину и возвращается из-под нижней. Нити основы необходимо распределить равномерно. По бокам основы натяните по две-три нити дополнительно – это закрайки ковра, чтобы он не скручивался валиком. Заканчивают основу также на нижней рейке, привязав конец нити.
  4. Вбейте клинья в пазы верхней рейки, натянув основу. Разделите нити основы передней рабочей поверхности на четные и нечетные, проложите между ними круглую рейку диаметром 25 мм и длиной, превосходящей ширину основы на 8-10 см. Закрайку считайте по паре нитей. Промежуток между четными и нечетными нитями называется зевом. По ширине в зев должна проходить ладонь. Закрайку считайте по паре нитей.
  5. Разделите основу ковра на пары. Сделайте уравнительную плетенку. Такую же нить, как и для основы, привяжите одним концом к правой боковине станка, затем выводите ее сзади наперед, обхватывайте пару нитей основы и заводите снова назад до следующей пары. Получаются петли, охватывающие каждую пару нитей. Конец плетенки закрепите на левой боковине рамы. Такую же плетенку сделайте и под верхней планкой. Следите, чтобы плетенка была строго горизонтальной.
  6. Чтобы получалось переплетение нитей утка с нитями основы, положение нитей основы должно постоянно меняться. Т.е. четные пары должны перемещаться назад, а нечетные вперед. Для этого необходимо менять положение зева. Это удобно делать при помощи ремизок. Нарежьте нити на одинаковые отрезки 30-35 см, обвейте каждую нечетную нить ремизкой, выведите их наружу, каждые 6-8 ремизок свяжите в узелок. Теперь, потянув за узелок, вы легко поменяете положение нитей.
  7. Приготовьте пряжу для утка. Смотайте ее в клубки, отмотайте на небольшие куфточки – небольшие моточки в форме восьмерки, которыми удобно прокладывать нити утка внутри зева. Ковер ткут снизу вверх. Проложите первый ряд утка слева направо, закрепив конец нити в середине. Аккуратно и плотно прибейте его к нижней плетенке колотушкой – специальным приспособлением, имеющим деревянную рукоятку и чуть закругленные 8—10 зубьев из металлических пластин. При следующем ряде утка – справа налево – опустите ремизки, меняя положение четных и нечетных нитей основания.
  8. Принцип плетения соблюдается во время всего изготовления ковра. Через несколько рядов начните делать рисунок ковра в соответствии со схемой. Следите, чтобы нити утка не стягивали основу, закрывали ее полностью.Вязание ворсового ковра происходит на таком же станке, но вместо ниток утка на пары основы узелками привязываются разноцветные шерстяные нити.

Виды ковров из разных стран

Египет

Ковры из исламского мира, например, из Египта, отличаются необыкновенным качеством и производятся в больших масштабах. Благодаря своей неповторимой элегантности они хорошо продавались на Дальнем Востоке. Ранние формы ковров демонстрировали геометрические дизайны. Египетские ковры буквально расправили свои крылья до Стамбула, а затем оказались и в Каире. Ковры из Каира очень похожи на те, что можно было встретить в Восточном Туркестане.

Как правило, сотканные из шерсти, египетские ковры и паласы изготавливались при помощи асимметричных узлов или узлов «гиордас». Мотивы наподобие пальметты на красном фоне ковра были весьма популярными для египетских ковров. К сожалению, практически отсутствуют документы, свидетельствующие об изготовлении или использовании ковров из Египта. Тем не менее, египетские впечатляющие ковры ручной работы известны во всем мире.

Китай

Китайские ковры являются довольно выдающимися среди остальных типов ковров во всем мире. Их характерными чертами являются мотивы и консервативный выбор цветов. Китайские ковры говорят на смеси языков, они могут быть как цветочными, так и геометрическими. Тем не менее, их стиль очень отличается от стиля ковров в исламских странах.

Удивительно, но ковроткачество в Китае не рассматривалось как форма искусства вплоть до второй половины 1700-ых годов. Период расцвета ковров состоялся гораздо позже, чем в любой другой восточной стране. Причиной этому может быть банальная нехватка шерсти в Китае.

Красивые китайские ковры являются прекрасным сочетанием цветов, на них обычно изображаются абстрактные геометрические фигуры, которые имеют криволинейный характер. Смесь цветов не создает какой-либо путаницы, здесь прослеживается отчетливый стиль, который является взвешенным и изящным.

Неповторимо окрашенные китайские ковры, как правило, демонстрируют символы из мира природы, древних мифов, буддизма и даосизма. Интересно, что каждый символ несет в себе особый смысл, который не так просто расшифровать.

Турция

Турецкие ковры в целом вдохновлены местной культурой и традициями. Все ковры, вдохновленные исламской культурой, изображают геометрические фигуры или символы.

Эксцентрично привлекательным элементом ковров от турецких ткачей является живая цветовая палитра с сильной тональностью. Оттенки варьируются от красного, синего, желтого до других теплых оттенков. В различных специализированных местах, где ткали ковры, рождались разные по характеру произведения, которые были широко востребованы во всем мире.

Процесс работы в технике Latch hooking

1. Если вы приобрели готовый набор, вы можете приступить к работе сразу, как только распакуете и разберетесь со схемой. Разложите все пряжу перед собой. Определите, с чего вы начнете. Лучше, начинать заполнять работу с крупных частей схемы.

2. Если вы решили сделать ковер или гобелен собственного дизайна, вам понадобиться сделать схему. Для этого можно использовать программы для вышивки крестом. Изготовив схему, вам необходимо подобрать пряжу и основу для работы.

Размер канвы можно просчитать по квадратам схемы. Каждый квадрат схемы это узелок, соответственно величину канвы нужно рассчитывать ширина +5см, длина 5см.

Готовим пряжу нитки. Если у вас есть пряжа в мотках, то вам придется ее разрезать на много отрезков заданной длины. Это достаточно трудоемкий процесс. Для этого вам потребуется сделать шаблон из плотного картона равный длине кусочка пряжи согнуть его пополам. Аккуратно равномерно намотать на него пряжу и разрезать пряжу со стороны двух свободных краев шаблона. Проще приобрести уже готовую порезанную пряжу.

Ковроделие сегодня

В наши дни ковры ручной работы широко применимы в быту: их используют для утепления помещений, они также играют важную роль в качестве элемента декора. Шерстяные ковровые изделия устойчивы к сырости и сухому воздуху, что во многом определяет их популярность среди многих народностей нашей планеты.

Изготовление ковров ручной работы всегда было обязанностью женщины. Раньше женщина сама обрабатывала и очищала шерсть, после чего ткала и красила ковры. На протяжении долгих лет женщины совершенствовали искусство ковроделия, постоянно варьируя орнамент и колорит ковров. Качество коврового изделия во многом было показателем умелой и хозяйственной невесты.

В наши дни в России изготавливаются большое количество ковров самых разных типов. Ковроделие до сих пор является приоритетным промыслом для жителей гор, в частности, для чеченцев и дагестанцев. Старинные традиции ковроткачества остались в некоторых областях страны (своими коврами знамениты Курская и Тюменская области).

В течение долгого существования художественного промысла выработались разнообразные типы ковровых изделий, композиция и орнамент которых напрямую зависит от методов их производства.

Основа художественного оформления ковровых изделий представляет собой единство таких составляющих, как композиция, орнамент и колорит. Как правило, общий колорит ковра ручной работы определяют один или два доминирующих цвета. В ковровых изделиях может быть задействовано до тридцати цветовых оттенков.

Процесс изготовления ковров дает возможность до бесконечности изменять не только изображения, но и их цветовое решение. Небольшое изменение в соотношении цветов придает коврам ручной работы новые декоративные эффекты.

Сегодня женщины, работающие на фабриках, придают изделиям новое художественное звучание. Композиции ковров стали более разнообразными, а расцветки получили более широкую цветовую палитру. Интерес представляют изделия с разнообразными геометрическими узорами, которые заполняют все поле декоративными ромбами.

Большим многообразием характеризуются композиции и колорит цветочных ковров различных видов. Растительные мотивы такой продукции получают изысканную моделировку форм, а колорит отличается большим богатством оттенков. Вся работа по производству ковровых изделий осуществляется с учетом традиций русского народного художественного ковроткачества.

Происхождение ковров

Постепенное распространение искусства ковров на протяжении веков во всем мире оказалось помехой в разгадке тайны происхождения. Однако множество различных фрагментов ковров были обнаружены в ходе раскопок по всему миру. Достоверные свидетельства, полученные из стран Ближнего Востока, свидетельствуют о том, что ковроткачество было широко распространено во втором и третьем веках до нашей эры. Поэтому это место называют колыбелью ковроткачества. Люди мигрировали в районы из Туркестана на Запад, на Кавказ, в Персию, с востока Китая, а потом и в Индию, распространяя эту форму искусства. Кроме того, этот диапазон мест известен как Восточный ковровый пояс.

Марко Поло, венецианский купец и путешественник, путешествуя по Турции, сказал: «Они ткут отборные и самые красивые ковры в мире. Они также ткут шелковые ткани малинового и других цветов, необычайной красоты и богатства, и много других видов ткани».

Старинный ковер как предмет с душой

Большинство античных форм ковров и ковровых изделий, которые мы видим сегодня, отражают богатое плетение и украшения в персидском стиле. Развивавшиеся на протяжении десятилетий и столетий, эти значимые объекты с большим уважением и гордостью пережили всё. Ковры, сотканные до 1920 года, относятся к категории антиквариата. Традиционно тканые ковры с натуральными красителями называются старинными коврами. Ковры, сотканные с 1920-1930 годов до нашего времени, известны как «современные ковры». Современные ковры обычно черпали вдохновение из западных вариантов.

Более ранняя хронологическая классификация таких живых объектов, как ковры, достаточно элементарна. Увлекательно, что ковры, которые были сотканы раньше 17-го века, настолько редки, что их можно увидеть только в музеях и крупных коллекциях.

Разновидности

Домотканые ковры по технологии производства и материалам изготовления делятся на следующие виды:

Паласы. Самые простые по технике изготовления ковры. На станочную раму туго натягиваются нити, из которых формируется бахрома ковра. На готовом изделии они не видны. Уточная нить играет роль образующей и формирует рисунок паласа. Обе стороны готового изделия равнозначны. Благодаря своей практичности и возможности выбора бюджетных вариантов палас является самым распространённым и востребованным видом тканых ковров;

Узоры и фигуры могут быть не только вытканы, но и вышиты на уже готовом тканом полотне. Рисунок в этом случае получается сложнее и разнообразнее, чем при классическом изготовлении, так же отсутствуют щели между узорами разных оттенков. Лицевая сторона килима с вышивкой немного шероховата. Используются килимы в качестве настенных и напольных ковров, покрывал, скатертей, пледов на диваны и кресла либо как элемент декора не несущий практической нагрузки.

После того, как Ж. Жаккард придумал ткацкий станок, гобелены стали производить машинным способом. Это сказалось на качестве тканых изделий – они стали заметно тоньше и менее плотными. Цена на них опустилась, и полотна стали доступны не только обитателям дворцов и замков.

Виды ковровых узлов

Существует два самых распространенных видов ковровых узлов, которые имеют восточное наследие.

Турецкий узел

Турецкий узел очень распространен в ковроткачестве. Преимущество его в том, что он более прочный и симметричный. Выполняется ковровый турецкий узел на двух нитях основы.

1. Нить отрезается от клубка нужной длины не менее 5-6см.

2. Отрезанную нить накидываем с лицевой стороны на две нити основы.

3. Концы нитей протягивается крючком между двумя нитями с изнанки на лицо.

4. Затягиваем и опускаем узел на кромку изделия.

Примерная длина концов нитей, выходящих наружу, составляет 2,5см. Потом ворс подстригают до нужной длины.

Узел сенне или фарси бафт

Узел сенне или фарси бафт родом из Персии. В древности персидские ковры являлись одними из самых ценных предметов обихода. Особенность персидского узла заключается в том, что он ассиметричен. Узел сенне может быть выполнен в правую либо левую сторону. Соответственно ворс ковра, если провести по направлению узлов, будет очень гладким, наоборот будет топорщиться. Персидский узел выполняется на двух нитях.

Правый персидский узел

1. Нить от клубка тянем над левой нитью под правую нить. Конец вытаскиваем на длину ворса 2,5см.

2. Вытягиваем петлю вокруг левой нити с изнанки на лицо между двумя нитями.

3. Разрезаем петлю.

4. Получившиеся два конца ворса затягиваем и опускаем на кромку изделия.

Левый персидский узел делается в зеркальном отражении.

Тканые ковры

Изделия такого типа различаются по способам своего производства и делятся на 3 вида: ворсовые, безворсовые и махровые. Ткань изделия выделывается из связанных нитей, которые располагаются перпендикулярно по отношению друг к другу.

Тканые ковры

В процессе производства безворсовых ковровых изделий нити основы (то есть те, что расположены по всей длине ковров) замыкаются утком (нитками, идущими по ширине). Связываясь с вертикальными нитями, утка создает художественный орнамент ковра. Ткань подобных изделий является гладкой, а узор лицевой стороны аналогичен изнаночной.

Отличительной особенностью ворсовых ковров является то, что лицевая сторона изделий включает небольшие узлы шерстяной пряжи, которые завязываются между каркасными нитками на каждые две пряди, идущие по длине ковра. Узлы разных цветов сцепляются по ширине изделия и ровно отрезаются, что позволяет получить правильную поверхность, укрывающую горизонтальные и вертикальные нитки на лицевой стороне. Плотность ворсовых изделий напрямую соотносится с числом узлов на поверхности коврового изделия. Чем выше показатель плотности изделия, тем сложнее и богаче выходит его художественный орнамент. Применение в ковроткачестве толстой пряжи приводит к производству изделий с низкой плотностью, и напротив – чем меньше по своему размеру пряжа, тем более плотной выходит ткань ковра.

Техника выделки махровых изделий идентична работе по изготовлению ворсовых ковров, только узлы ставятся намного реже. Длина ворса махровых ковров колеблется от 15 до 40 мм, что позволяет изделиям получать мягкую и высокую поверхность.

На всем протяжении длительного развития ковроткачества устанавливались характерные для разных типов ковров способы оформления композиции и орнамента, которые всегда были взаимосвязаны с техникой производства, используемыми материалами и назначением изделий.

Антонина Кобзист

  1. list7i.ru

Страницы истории

Археологические и этнографические источники указывают на существование ковроделия у греков, персов и мидян еще в античные времена. В Пазарыкских курганах Алтая были обнаружены прекрасно сохранившиеся ковровые изделия скифов, которые представляют большую ценность для исследователей.

Изучая быт славянских племен, историки обнаружили ряд упоминаний о применении ковров ручной работы в ритуальных целях. В России ковровые изделия применялись в сфере домашнего обихода: ими застилали пол помещений или вешали на стены для сохранения в жилище тепла.

У народов Востока (преимущественно, у азербайджанцев и дагестанцев) ковровые изделия ручной работы пользовались не меньшей популярностью. Большим спросом пользовались мешки-хурджумы, предназначенные для перевозки вещей и продуктов питания на вьючных животных. Такие ковры могли использоваться как место хранения предметов быта, посуды или одежды.

У некоторых народностей мира ковровые изделия были частью приданого невесты. Хороший ковер считался ценным и дорогим подарком; нередко изделия приносили в храмы в качестве пожертвования.

Особенности

Тканые ковры обладают рядом положительных свойств:

  • высокое качество изделий и неповторимость рисунка;
  • использование преимущественно натуральных материалов, что повышает износостойкость и прочность ковров;
  • простота в уходе. Изделия легко чистятся и долго сохраняют первоначальный вид;
  • низкая стоимость в сравнении с ворсовыми моделями.

Отмечается и ряд недостатков:

  • ввиду использования натуральных материалов возможно проявление аллергических реакций;
  • подвержены повреждению молью;
  • существует вероятность появления плесени, грибка и болезнетворных микроорганизмов.

Список источников

  • dekoriko.ru
  • tekstilprofi.com
  • handfun.ru
  • xn--d1acalhiso1a.net
  • splesti.ru

Похожие статьи

Комментировать
0
81 просмотров

Если Вам нравятся статьи, подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзене, чтобы не пропустить свежие публикации. Вы с нами?

Adblock
detector