b4df093aa39b6f1d5fe0196b7efa9bf7.png

Новый год в стиле «щелкунчика»!

СОДЕРЖАНИЕ
0
49 просмотров
13 февраля 2020

«Щелкунчик»: краткое содержание. Завязка

На дворе 25 декабря, дети Штальбаума, советника медицины, Мари и Фриц сидят в своей спальне и ждут подарков, которые стоят под елкой в гостиной. Девочка с нетерпением хочет узнать, что же в этом году придумает для нее крестный – он мастерил своими руками для Мари на каждое Рождество игрушку. Однако девочка понимает, что подарки родителей намного лучше, так как их не забирают сразу после праздника.

Под елкой дети находят множество подарков. Среди прочего Мари замечает игрушку, предназначенную для разгрызания орехов, которая была выполнена в виде щегольски одетого человека. В этот момент мы знакомимся с главным героем сказки «Щелкунчик». Краткое содержание, к сожалению, не может передать радость девочки при виде этой игрушки. Мари взяла его под свою опеку и давала разгрызать только самые мелкие орехи. Однако Фриц специально подбирал самые большие и твердые, что привело к повреждению игрушки. Тогда девочка спрятала Щелкунчика от Фрица и постоянно носила с собой.

Краткое содержание

Елка

В канун Рождества Фриц и Мари с нетерпением ожидают, когда их позовут к елке распаковывать подарки. Особенные надежды они возлагают на подарок от их крестного Дроссельмейера, который «всегда мастерил красивую, затейливую игрушку, над которой много трудился».

Подарки

Среди подарков Мари находит «нарядных кукол, хорошенькую игрушечную посуду», а также нарядное шелковое платьице. Фриц также получает желаемое – великолепного гнедого коня и эскадрон гусар.

Дети любуется подарком Дроссельмейера – музыкальным замком «со множеством зеркальных окон и золотых башен» и с танцующими фигурками.

Любимец

Мари замечает, что под елкой лежит «замечательный человечек», призванный «аккуратно разгрызать твердые орехи». Девочка быстро привязывается к новой игрушке, которую очень быстро ломает шалун Фриц.

Чудеса

Перед сном дети укладывают свои чудесные игрушки в стеклянный шкаф. Неожиданно перед глазами изумленной Мари из-под пола появляются «семь мышиных голов в семи ярко сверкающих коронах» – это Мышиный король, который намеревается атаковать стеклянный шкаф с игрушками.

Битва

Щелкунчик берет на себя командование армией Фрица. Битва между игрушками и мышами идет не на жизнь, а на смерть. Желая спасти милого Щелкунчика, Мари кидает в Мышиного короля свою туфельку. От сильного волнения девочка падает в обморок, не заметив, что ее рука порезана осколками разбитого стеклянного шкафа.

Болезнь

На следующее утро Мари с жаром принимается рассказывать о событиях прошлой ночи, но ей никто не верит. В результате «несколько дней ей пришлось лежать в постели и глотать лекарства».

Старый советник Дроссельмейер приходит навестить Мари и рассказывает ей сказку о твердом орехе.

Сказка о твердом орехе

С самого рождения принцесса Пирлипат поражала всех своей красотой – не было на свете девочки, прекраснее ее.

Однажды король просить приготовить его любимое лакомство – колбасы. Добрая королева поделилась с Мышильдой – королевой мышей – кусочком сала, но тут прибежала вся мышиная родня, и вмиг уничтожила практически все сало.

Разгневанный король изгнал Мышильду и всех ее подданных из дворца, на что она пообещала непременно отомстить ему.

Продолжение сказки о твердом орехе

Дождавшись пока королевские няньки заснут, Мышильда превратила Пирлипат в уродину. Королевский часовщик Дроссельмейер получил приказ в течение месяца вернуть принцессе ее ангельский облик. С помощью придворного звездочета он выяснил, что спасти принцессу от мышиного заклятия поможет орех Кракатук, преподнесенный особым образом юношей, который никогда не брился и не носил сапог.

Конец сказки о твердом орехе

После пятнадцати лет странствий Дроссельмейер случайно отыскал твердый орех Кракатук в родном Нюрнберге, у двоюродного брата. К тому же под все описания подходил и его племянник, прекрасный юноша Щелкунчик. Ему удалось расколдовать принцессу, но на последнем шаге он оступился. В «один миг юноша стал так же безобразен, как до того принцесса Пирлипат».

Дядя и племянник

«Мари ни минуты не сомневалась уже во время рассказа», что все услышанное – чистая правда, и лишь сокрушалась, что Дроссельмейер никак не помог своему племяннику.

Победа

Мышиный король принимается шантажировать Мари, но она не выдерживает и обо всем рассказывает Щелкунчику.

Ночью игрушка оживает и бесстрашно убивает противника, после чего преподносит Мари «семь золотых корон мышиного короля».

Кукольное царство

Щелкунчик ведет ее в прекрасное кукольное царство, расположенное в старом платяном шкафу. Девочка с восхищением рассматривает Миндально-Изюмные ворота, Рождественский лес, Апельсиновый ручей и многие другие чудеса, которые, словно красочный калейдоскоп, проносятся у нее перед глазами.

Столица

На «двух золоточешуйчатых дельфинов, впряженных в раковину», Щелкунчик и Мари отправляются в столице кукольного царства – Конфетенбург. В Марципановом замке Мари вместе с сестрами Щелкунчика готовит чудесные сладости, в то время как маленький храбрец рассказывает «о страшной битве с полчищами мышиного короля».

Вальс из оперы «Елка»

Оперу «Елка» Владимир Ребиков задумал написать в начале 1900-х годов. Ее либретто создано по мотивам двух произведений — «Девочка со спичками» Ханса Кристиана Андерсена и рождественского рассказа Федора Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Их сюжеты схожи: ребенок из бедной семьи не находит приюта в праздничный вечер и в итоге замерзает на ледяной улице.

Опера Владимира Ребикова имела большой успех: ее много раз ставили в России и за рубежом. Самой известной мелодией из «Елки» стал кульминационный вальс. Главная героиня слышала трогательную и печальную музыку во время своих чарующих видений, после которых она уже не проснулась.

Владимир Ребиков. Вальс из оперы «Елка»

«Песенка о снежинке» из кинофильма «Чародеи»

Фильм «Чародеи» по сценарию братьев Стругацких Константин Бромберг снял в 1982 году. Его показали по телевидению в последний день уходящего года. Музыку к картине написал Евгений Крылатов, а текст песен — Леонид Дербенев. Позже все композиции на одной пластинке выпустила фирма «Мелодия».Одним из музыкальных символов Нового года стала «Песенка о снежинке», или «Снежинка», из кинофильма «Чародеи». Песню о том, как правильно загадывать желание в волшебную полночь, спела Ольга Рождественская с вокально-инструментальным ансамблем «Добры молодцы». «Снежинка» стала появляться в голубых огоньках, на праздничных дискотеках и даже детских утренниках. И вот уже больше трех десятков лет звучит перед Новым годом на всех радиостанциях и телеканалах.

«Песенка о снежинке» из кинофильма «Чародеи» (1982). Слова Леонида Дербенева, музыка Евгения Крылатова

Мучения Мари

Мари считает, что эта история произошла на самом деле. Теперь она понимает, почему Щелкунчик и Мышиный король должны были сразиться. К девочке приходит Мышиный король и начинает ее шантажировать, требуя сахарных куколок и марципаны. Тогда Фриц предлагает сестре одолжить на время кота у булочника, а отец просит просто расставить мышеловки.

Мышиный король снова мучает Мари. Он просит, чтобы она отдала ему красивое рождественское платье и книжку с картинками. Тогда девочка жалуется Щелкунчику – скоро ничего у нее не останется, и тогда ей придется отдать себя саму. После этого игрушка оживает и просит ни о чем не волноваться и достать для него саблю. Следующей ночью Щелкунчик вызывает Мышиного короля на бой, одерживает победу и приносит Мари его семь корон.

Песня «Пять минут» из кинофильма «Карнавальная ночь»

В 1956 году песню про последние пять минут уходящего года слушала вся страна: фильм «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова посмотрели почти 50 миллионов советских зрителей, а сама мелодия звучала из каждого радиоприемника. Она и сегодня остается одной традиционных песен новогодних праздников.

Музыку к «Пяти минутам» написал композитор Анатолий Лепин, а слова — Владимир Лифшиц. В фильме песенка Леночки Крыловой — героини Гурченко — длилась пять минут и заканчивалась боем курантов. Специально для номера изготовили декорацию: огромный будильник, по бокам которого располагались музыканты из оркестра. «Карнавальные» часы тоже стали новогодним трендом на долгие годы — яркие елочные игрушки-«безпятиминутки» вскоре появились в каждом советском доме.

Песня «Пять минут» из кинофильма «Карнавальная ночь» (1956). Слова Владимира Лифшица, музыка Анатолия Лепина

Сказка

Рассказывает историю о маленькой девочке произведение «Щелкунчик» (краткое содержание представлено в этой статье).

Итак, Мари приходит в сознание в своей постели. Рядом с ней находится доктор Вендельштерн. Появляется мама, которая ругает девочку за своеволие. Мари узнает, что ее нашли в крови посреди разбросанных игрушек, а в руке она сжимала Щелкунчика. Взрослые, услышав рассказ девочки о произошедшем ночью, подумали, что ей все привиделось.

Мари проводит несколько дней в постели. К девочке приходит крестный и приносит «вылеченного» Щелкунчика. Он просит Мари забыть про мышей и рассказать сказку.

«Щелкунчик и Мышиный король» имеет интересное строение. По сути, это сказка в сказке. Подобный прием свойственен только для литературного произведения и невозможен в народном творчестве.

Начинается история маленькой принцессы Пирлипат. В королевстве готовился праздник, но мыши залезли в кладовые и съели сало для колбас. Придворный часовщик Дроссельмейер поставил мышеловки, в которых погибло множество грызунов. Тогда Мышильда, мышиная королева, превратила принцессу в уродину. Тогда придворный звездочет высчитал, что вернуть красоту Пирлипат может только орех Кракатук, который сможет расколоть только один-единственный юноша.

Дроссельмейер вместе со звездочетом вскоре нашли орех. Но разгрызть его так и не удалось ни одному принцу. Тогда за дело взялся племянник Дроссельмейера. Юноша помог принцессе вернуть красоту, но окончанию обряда помешала Мышильда. Старая мышь умерла, но превратила юношу в Щелкунчика. Звездочет предсказал, что проклятие юноши окончится в тот момент, когда его полюбит красивая девушка, и он победит Мышиного короля.

Развязка

Подходит к концу сказка «Щелкунчик». Главный герой в обличии куклы ведет Мари к платяному шкафу, откуда они попадают в волшебную страну. Щелкунчик приводит девочку к Розовому озеру и знакомит со своими прекрасными сестрами, которым она помогает толочь золотые орехи в ступке.

Мари просыпается, родители смеются над ее причудливыми снами. Как-то раз, разговаривая с крестным, девочка признается, что никогда бы не бросила Щелкунчика из-за уродства. После этих слов раздается треск. В испуге девочка падает со своего стула. Проклятие разрушается. Перед Мари появляется прекрасный юноша, который делает ей предложение, а через год они уезжают в Кукольное королевство.

Песня «В лесу родилась елочка»

Текст популярной детской песенки написала русская поэтесса Раиса Кудашева в 1903 году. Впервые стихотворение опубликовали в декабрьском номере журнала «Малютка» — он выходил в Санкт-Петербурге. Через несколько лет музыку к словам создал агроном Леонид Бекман. Он сочинил ее для своей маленькой дочки, а так как ученый не знал музыкальной грамоты, мелодию записала его жена.«Елочка» пережила несколько рождений. В 1900-х годах она стала очень популярной рождественской песенкой, ее исполняли и на домашних праздниках, и в гимназиях, и в детских приютах. В Первую мировую войну, когда Рождество отмечали сдержанно, мелодия немного забылась. После революции гимн религиозного праздника и вовсе был негласно запрещен. «Елочка» вернулась уже к третьему поколению советских детей — в 1930-е годы — и стала не рождественской, а новогодней песенкой.

Песня «В лесу родилась елочка». Слова Раисы Кудашевой, музыка Леонида Бекмана

Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»

Петр Чайковский дописал музыку к балету «Щелкунчик» в декабре 1892 года. Тогда же прошла и премьера в Мариинке. В «Щелкунчике» впервые на русской сцене прозвучала челеста — самый молодой ударно-клавишный музыкальный инструмент, изобретенный за 6 лет до этого французом Огюстом Мюстелем. Чайковский, покоренный нежным звучанием челесты, лично привез ее из Парижа. Для музыкальной рождественской истории она подходила как нельзя кстати. Челеста прозвучала в танце Феи Драже — на балу в Конфитенбурге. Хрустальные перезвоны и воздушный танец итальянки Антониэтты Дель-эра передавали одновременно и прелесть, и хрупкость сказочного мира.

Петр Ильич Чайковский. Танец феи Драже из балета «Щелкунчик»

Появление Мышиного короля

Продолжаем описывать краткое содержание «Щелкунчика». Однажды вечером Мари слишком долго играет в куклы. Ее брат уходит спать, девочка остается в комнате одна. Когда часы бьют полночь, в гостиной начинается приглушенное шуршание, отовсюду появляются мыши. Из-под пола выбирается огромная семиглавая мышь в коронах – Мышиный король. Мари в испуге прижимается к стене. На нее начинает наступать мышиное войско.

Мари разбивает дверцу шкафа, чем пугает грызунов. Но разбитый шкаф тут же начинает светиться. Игрушки оживают. Щелкунчик собирает войско и ведет его в бой с мышами.

Начинается сражение. Поначалу армия игрушек продвигается успешно вперед. Но постепенно мыши начинают одерживать победу. Игрушки несут большие потери, а их генералы отступают. Щелкунчик оказывается в лапах противника. Мышиный король бросается на него, но Мари, желая спасти любимую игрушку, кидает туфлей прямо в предводителя грызунов.

После этого девочка теряет сознание.

Полонез из оперы «Ночь перед Рождеством»

Оперу «Ночь перед Рождеством» Николай Римский-Корсаков создал в 1895 году. Либретто к «были-колядке» композитор написал сам — по одноименной повести Николая Гоголя. Он ввел в сюжет много фантастического и языческого: «Увлечение мифами и соединение их с рассказом Гоголя, конечно, моя ошибка, но эта ошибка давала возможность написать много интересной музыки». Премьера «Ночи перед Рождеством» прошла в Мариинском театре в декабре 1895 года.

Полонез с хором в опере звучит, когда Вакула прилетает в царский дворец. Патетичная музыка контрастирует с другими мелодиями оперы — колядками на народные мотивы, изящным «Танцем звезд» и проникновенными ариями Оксаны и Вакулы. Во дворце идет праздничный бал — придворные в пышных платьях и париках исполняют церемониальный танец.

Николай Римский-Корсаков. Полонез из оперы «Ночь перед Рождеством»

Вальс из кинофильма «Метель»

Музыку к кинофильму «Метель» по одноименной повести Александра Пушкина Георгий Свиридов написал в 1964 году. Вальс и «Тройку», «Военный марш» и «Венчание» исполняли на радио, ставили в телепрограммы. Спустя 10 лет после того как фильм вышел на экраны, Свиридов отредактировал партитуру. Она стала самостоятельным произведением — «Музыкальными иллюстрациями к повести А.С. Пушкина «Метель».

Одновременно торжественный и нежный, вальс звучит в самом начале фильма, во время бала. Здесь главная героиня — Марья Гавриловна — впервые, хоть и мельком, увидела того, с кем предстоит ей по ошибке обвенчаться. Приглушенные мотивы этой мелодии зрители слышат и в конце фильма, когда герои чудесным образом встречаются вновь и узнают друг друга.

Георгий Свиридов. Вальс из кинофильма «Метель» (1964)

Список источников

  • www.syl.ru
  • obrazovaka.ru
  • www.culture.ru

Похожие статьи

Комментировать
0
49 просмотров

Если Вам нравятся статьи, подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзене, чтобы не пропустить свежие публикации. Вы с нами?

Adblock
detector