Не натуральные – олифа олифе рознь!
Самой близкой к натуральной олифе является комбинированная – в этих составах содержится около трети растворителя, зачастую уайт-спирита. Это позволяет удешевить производство и предложить покупателю продукт, который сохнет с более высокой скоростью. Применение олифы на растворителях отлично вписывается в ремонт снаружи – и быстро, и надежно, да и запах быстро выветрится.
Если разбавить растительные масла еще больше, то получится так называемая оксоль, производство которой регламентируется ГОСТ 190-78. Олифа оксоль – это обязательные 55 % натурального масла, остальные 45 % делят между собой растворители и сиккативы. Сохнет оксоль гораздо быстрее за счет активного испарения растворителя, а потому ее удобно применять в наружных работах своими руками. Во внутренних ее применение, как и в случае с комбинированной, не рекомендуется – из-за растворителя у состава присутствует резкий, неприятный запах, который может сохраниться и после затвердевания слоя.
Низкая стоимость оксоли делает ее популярной среди широких масс. Оксоль используется, чтобы разбавить масляные краски и эмали, поскольку сама по себе она не сможет достойным образом защитить деревянные конструкции. Если выбирать оксоль, то рекомендуем отдать предпочтение более дорогим составам на основе льняного масла – они создают прочную и эластичную пленку на поверхности дерева, да и сохнет такая олифа быстрее.
Алкидная олифа – это пленкообразующий состав, главным компонентом которого является алкидная смола (глифталевая, ксифталевая или пентафталевая), а также модифицированные масла и растворители. Объективно это самое приемлемое сочетание цены и качества – алкидные составы отлично выдерживают перепады температур, стойко переносят воздействие атмосферных явлений и мало восприимчивы к ультрафиолету. Нужна ли последующая обработка? Обязательно! Сохнет такая олифа приблизительно сутки, после чего следует нанести минимум два слоя лака или краски.
Последнее место по качеству создаваемого покрытия и его характеристикам занимает композиционная олифа. Впрочем, олифой ее и назвать-то трудно – это продукт нефтепереработки, который имеет схожее назначение, например, развести краску. На изготовление таких составов даже нет соответствующего ГОСТа. На вид такие составы легко отличить по высокой степени прозрачности. Композиционная олифа сохнет дольше и плохо впитывается в поверхность древесины. Этот материал стоит применять разве что для покрытий временных конструкций или чтобы разбавить недорогую краску.
Натуральная олифа
Согласно ГОСТу рассматриваемый продукт должен состоять не менее чем на 97% из натурального растительного масла (высыхающего или полувысыхающего, а также их смесей, преимущественно это масло льна, изредка – масло подсолнечника, сои, конопли).
Во время производства масла подвергаются продолжительному воздействию высоких температур (не менее 300°C) длительностью 12 часов, следующим этапом возможно применение продувки потоком воздуха.
В итоге получаем маслянистую непрозрачную густую жидкую консистенцию насыщенного коричневого, а иногда зеленоватого цвета с небольшим запахом основосоставляющего масла.
Преимущественно ее предназначение – это выполнение следующих задач:
- грунтовка различных поверхностей: древесины, металлических или ранее штукатуренных;
- изготовление и получение требуемой консистенции краски густотертой светлых тонов, шпаклевки, пасты для подмазки;
- как окрасочный состав светлого цвета используемых в помещении и снаружи для покраски металлоконструкций, оконных и дверных проемов, полового настила.
Для полного высыхания при комнатной температуре потребуется не больше суток.
Олифа из масла подсолнечника сохнет значительно хуже и для полного высыхания ей понадобится значительно больше времени, чем сутки. К тому же, пленка получается хотя и достаточно эластичной, но проигрывает рассмотренным выше олифам по таким показателям как:
- твердость;
- прочность;
- водостойкость.
Таблица 1. Показатели масляных олиф.
Наименование показателя | Значение для олиф | Метод испытания | |||
---|---|---|---|---|---|
натуральной | оксоль | комбинированной | |||
льняной | конопляной | ||||
1 Цвет по йодометрической шкале, мг I2 /100 см3 , не темнее | 400 | 1600 | 800 | 800 | По ГОСТ 19266 и 9.3 настоящего стандарта |
2 Отстой, % (по объему), не более | 1 | 1 | 1 | 1 | По ГОСТ 5481 |
3 Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20 ± 0,5) °С, с | 26-32 | 26-32 | 18-25 | 20-60 | По ГОСТ 8420 |
4 Кислотное число, мг КОН, не более | 6 | 7 | 8 | 10 | По ГОСТ 5476 |
5 Прозрачность после отстаивания в течение 24 ч при температуре (20 ± 2) °С | Полная | Полная | Полная | Полная | По ГОСТ 5472 |
6 Время высыхания до степени 3 при температуре (20 ± 2) °С, ч, не более | 24 | 24 | 24 | 24 | По ГОСТ 19007 |
7 Массовая доля нелетучих веществ, % | – | – | 54,5-55,5 | 70 ±2 | По ГОСТ 17537 и 9.9 настоящего стандарта |
8 Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не менее | – | – | 32 | 32 | ГОСТ 9287 |
9 Плотность при температуре (20 ± 2) °С, г/см3 | 0,936-0,950 | 0,930-0,940 | – | – | По ГОСТ 18995.1 |
10 Йодное число, мг йода на 100 г, не менее | 155 | 150 | – | – | По ГОСТ 5475, раздел 2 |
11 Массовая доля фосфорсодержащих веществ в пересчете на Р2 O5, %, не более | 0,026 | 0,026 | – | – | По ГОСТ 7824, раздел 2 и 9.13 настоящего стандарта |
12 Массовая доля неомыляемых веществ, %, не более | 1 | 1 | – | По ГОСТ 5479 | |
13 Массовая доля золы, %, не более | 0,3 | 0,3 | – | – | По ГОСТ 5474 и 9.15 настоящего стандарта |
14 Смоляные кислоты | Отсутствие | – | – | По 9.16 | |
Примечание – Допускается применение олифы типа оксоль с другими показателями массовой доли нелетучих веществ и условной вязкости, при условии соответствия данной марки олифы всем требованиям стандарта для данной группы олиф. |
Виды олиф и их особенности
Существуют несколько разновидностей олиф для дерева. Натуральные на 97% состоят из масел растений (подсолнечника либо льна), оставшуюся часть занимает сиккатив. Их основное назначение – разбавление красок и обработка деревянных поверхностей в помещениях. Делятся такие олифы на оксидированные и полимеризованные. Последние имеют более темный окрас, а изделия, обработанные ей, быстрее стареют.
Характеристики олифы Оксоль (ГОСТ 190–78) практически не отличаются от натуральной. Применяется она для внутренних и наружных работ. А вот в состав входит еще растворитель, который придает резкий запах. Также этот вид дешевле предыдущего. Выпускается олифа Оксоль двух марок – «В» и «ПВ». Первые создаются на основе масел льна либо конопли. Для создания вторых используют нефтеполимерные смолы и иные технические масла. Поэтому, работая олифой, особенно марки «ПВ», следует быть предельно аккуратным, надевать респираторы и защитные перчатки.
Часто Оксоль имеет пометку «комбинированная», «композиционная» или «полунатуральная», что лишний раз доказывает ее происхождение. Но иногда это имеет принципиальную разницу для тех, кому важен состав. Комбинированная Оксоль получила в качестве натуральной составляющей рапсовое масло, тогда как в основном для производства использовалось подсолнечное. Но ситуация осложнялась тем, что новый компонент относится к классу невысыхающих. Тогда его предварительно оксидировали, и в результате комбинированная Оксоль получала те же характеристики, что и исходный вариант состава.
В широком смысле слова комбинированная олифа получается путем смешивания масел нескольких растений либо прошедших разную обработку, также допускается добавление синтетических веществ и растворителя. Применение этого варианта в большей степени встречается в приготовлении красок. Выпускается олифа нескольких марок. В обозначении первой стоит буква «К», а за ней следует номер. Если в маркировке указано четное число, то смесь используют для внутренних работ, а нечетное – для окраски наружных объектов.
Последний тип – синтетические составы. Основой для красок выступает алкидная олифа, ее стоимость значительно ниже масляных, что является несомненным плюсом. Еще один вид – композиционные составы. Их качество недостаточно высокое, да и из-за повышенной токсичности использование ограничивается только наружными работами. Выбирая синтетические олифы, следует быть предельно внимательными, так как если в них будет присутствовать хотя бы небольшой осадок натуральных масел, то слой после окраски может очень долго не высыхать. Определить наличие подобных включений можно визуально. Такая смесь имеет рыжеватый оттенок и черный осадок.
Масляные олифы – что нужно знать?
Сколько бы ни было производителей, но технология производства натуральных олиф в целом одна на всех – растительное масло, подверженное термической обработке, после фильтрации смешивают с сиккативами. Сиккативы – это соединения металлов, которые ускоряют процесс полимеризации масляной пленки. Кобальт, свинец, марганец, железо, литий, стронций – уже само название этих металлов вызывает серьезные сомнения в безопасности полученных составов. Следует учесть, что ГОСТ, который регламентирует производство этого материала (ГОСТ 7931-76), был разработан еще при СССР, и давно требует тщательного пересмотра.
Если выбираете состав, то ищите нужную информацию на этикетке, какой именно сиккатив использовался – относительно безопасным считается кобальтовый сиккатив. Согласно ГОСТ, его должно быть от 3 до 5 %. Превышение этой цифры ведет к слишком большой скорости полимеризации олифы, причем процесс не прекращается и после высыхания, что в дальнейшем приводит к потемнению и растрескиванию слоя. Именно поэтому художники и сегодня используют масла и краски без сиккативов.
Можно ли обойтись без сиккативов? Безусловно, можно. Хоть это и редкость, но при желании вы все же можете найти такие составы, или составы с минимальным содержанием этого компонента. На самом деле, именно они лучше всего смогут защитить деревянные конструкции от возникновения гнили. Обычные олифы с сиккативами полностью затвердевают за 24 часа, а при жаркой и ветреной погоде и того быстрее, тогда как составы без сиккативов могут застывать до 5 суток. Если растворить масляную краску таким составом, то срок ее застывания также увеличится.
В случае с сиккативами за 24 часа масла проникают не так глубоко. Пленка, образованная на поверхности дерева, со временем может отслоиться и разрушиться, из-за чего все ваши старания пойдут насмарку. Именно поэтому старинные деревянные здания, обработанные олифами без сиккативов, прекрасно сохранились и до наших дней, тогда как современные деревянные сооружения нуждаются в постоянном уходе своими руками.
Естественная скорость полимеризации натуральных растительных масел зависит не столько от технологии производства, сколько от количественного содержания глицеридов полиненасыщенных жирных кислот, таких как линолевая и линоленовая. Самым высоким содержанием глицеридов могут похвастаться льняное (ГОСТ 5791-81) и конопляное (ГОСТ 8989-73) масла – 80 % и 70 % соответственно. Для сравнения, подсолнечное масло, которое также часто используется для недорогих олиф, содержит около 30 % глицеридов линоленовой кислоты, а потому, даже при наличии сиккативов, высыхает в несколько раз медленнее. Оливковое масло практически лишено способности затвердевать, с годами оно лишь загустеет, а касторовое масло и вовсе не загустевает.
По существующему ГОСТу натуральная олифа на 97 % должна состоять из натурального растительного масла. Однако часто производители нарушают это правило, стремясь улучшить скорость застывания. Определить это с полученными знаниями легко – если олифа на подсолнечном масле, согласно утверждению производителя, застывает быстрее, чем за 24 часа, в ее составе количество сиккативов явно превышает установленные ГОСТом 3 %. А потому, с точки зрения экологической безопасности, она будет более вредной, чем олифа на льняном масле, застывающая за такой же срок.
Требования к технологии производства также описаны в ГОСТ 7931-76 и также давно не пересматривались. Растительные масла в процессе приготовления проходят томление при высоких температурах – при температуре около 300 °С их нагревают и выдерживают около 12 часов. Дальше технология может отличаться – олифа, полученная путем термообработки без продувки воздухом, называется стандартной (полимеризованной), а составы, прошедшие продувку, называются оксидированными, или окисленными. Натуральная масляная олифа имеет сладковатый аромат растительного масла, ее цвет варьируется от светло-коричневой до темно-коричневой, почти черной, сохнет она долго.
Разновидности олифы для деревянных поверхностей
Производители выпускают различные варианты смесей для работ по дереву. Они отличаются не только качественными характеристиками и свойствами, но и ценой. Некоторые олифы подходят только для работ внутри помещения, другие являются универсальными средствами для базового ремонта. Олифы представлены следующими типами:
- натуральными;
- оксолями;
- комбинированными;
- синтетическими.
Натуральные составы
Натуральную смесь получают путем воздействия высоких температур в течение 12 часов с последующим окислением. В результате на выходе образуется тягучая жидкость с характерным запахом растительного сырья. В зависимости от вида масла цвет может быть темно-коричневым или иметь более светлый оттенок. Олифу высшего сорта производят из льна. Однако она самая дорогая.
Натуральные составы являются хорошей пропиткой древесины, создавая на поверхности пленку, и служат для осветления. Они нетоксичны, поэтому рекомендованы к применению внутри жилых домов. Единственным недостатком является длительный период застывания, особенно при повышенной влажности. В среднем время высыхания олифы для дерева составляет 24 часа.
Полунатуральные составы — оксоли
Полунатуральный состав содержит смесь из масел, которые составляют около 60 процентов. Остальными компонентами выступают сиккативы в сочетании с нефтяными полимерными смолами, скипидар или уайт-спирит. Преимуществом оксоли является быстрое время застывания. При нанесении олифы образуется прочный эластичный слой. Такой вариант раствора — доступное средство для обработки дерева, учитывая низкую цену. Оксоль обладает неприятным запахом, который сохраняется длительный период времени.
Комбинированные составы
Многие интересуются, для чего нужна смесь комбинированного состава. Ее можно наносить на поверхности из дерева как внутри помещения, так и использовать для наружных работ. Раствор содержит 7 частей натурального масла и 3 части растворителя, что позволяет средству быстро высыхать. Выпускают два типа смеси.
- К-2 — служит для обработки деревянных поверхностей. Практически не пахнет, поэтому может применяться для декоративной отделки в помещениях. Обладает красивым палевым оттенком.
- К-3 — покрывают фасады, столбы и каркасные сооружения на улицах. Средство устойчиво к воздействию атмосферных факторов.
Синтетические составы
Область применения синтетической олифы исключительно для наружных работ. Смесь редко используют для дерева, чаще ею покрывают металлические или деревянные конструкции в нежилых помещениях. Раствор обладает резким неприятным запахом, который долго ощущает и может до конца не
выветриваться. Учитывая токсическое действие продуктов нефтепереработки внутри домов ее не используют. Взвесь содержит только 20 % натурального масла, остальную часть составляют компоненты из дизельного сланцевого масла, сланцевый бензин и растворитель. Основное преимущество — дешевая стоимость.
Разновидности олиф
Различают несколько видов продукции, которая отличается друг от друга типом и процентным соотношением основы:
Натуральная
В свою очередь делится на три основных вида в зависимости от масляной составляющей:
- подсолнечная – коричневого оттенка, без запаха, не вредна для здоровья окружающих. Используется как пропиточный материал для древесины. Долго сохнет;
- конопляная – жидкость темного цвета, применяется в качестве материала для разведения масляных красок, а также является хорошей грунтовкой для металлических и деревянных поверхностей. Олифа может применяться для обработки конструкций как внутри, так и снаружи зданий, после чего ее необходимо покрыть слоем краски. Используется для добавления в шпатлевки и замазки. Срок высыхания средства составляет 24 часа;
- льняная – по свойствам аналогична конопляной, но с более светлым цветом.
Полунатуральная
Состоит из масляной основы подсолнечника, прошедшего термообработку (около 50 – 55 процентов от общего количества), растворителя уайт-спирит и небольшого количества сиккативов. Имеет резкий неприятный запах. При нанесении на поверхность получается плотная пленка, которая легко отталкивает влагу. Не теряет цветопередачи довольно долгое время. Как и остальные виды олиф полунатуральную сверху следует покрывать слоем лакокрасочного покрытия.
Комбинированная
Средство отличается от полунатуральной только соотношением компонентов, входящих в состав вещества. Растительное масло занимает 70% от всего состава. Оставшаяся часть отводится для растворителей и сиккативов. В основном используется для разбавления готовых густотертых красок. Через сутки покрытие высыхает и готово к дальнейшему использованию.
Алкидные
Этот продукт содержит минимальное количество преобразованного масла с добавлением алкидных смол и сиккатива. Получается недорогое средство с большим количеством растворителей. Запах жидкости довольно резкий и неприятный.
Синтетические
Такие олифы еще дешевле, поскольку в их производстве принимают участие продукты переработки нефтяного производства и угольной промышленности. Цветовая гамма веществ очень разнообразна от очень светлых до самых темных. Изделие обладает резким запахом.
Композиционные
Подходят для проведения работ снаружи здания поскольку являются слишком токсичными. Очень долго высыхают.
Применение олифы для дерева делает его волокнистую структуру менее уязвимой для вредных насекомых и плесени, что значительно повышает срок эксплуатации конструкции.
Как сушить олифу
Максимальная скорость высыхания у олифы с полиметаллическими сиккативами. Если взять к примеру натуральное сырье изо льна, которое содержит сиккатив марганца либо свинца, то сохнуть оно будет 12 и 20 часов. Если же совместить эти компоненты, то можно добиться гораздо быстрого периода, в некоторых случаях 6-7 часов.
Самые главные факторы, от которых напрямую зависит процесс высыхания – влажность воздуха и температура.
Для сравнения можно привести пример в виде олифы с кобальтовым сиккативом. Если температура в помещении от 25 градусов, то высохнет она примерно вдвое быстрее, чем при 10 градусах.
Опять же, для достижения такого результата влажность воздуха должна быть в рекомендуемых пределах и не выше 70%.
Если изделия из древесины разместить в помещении, где сухо, тепло и нет сквозняков, то высохнет оно достаточно быстро.
Любая тара с олифой храниться должна отдельно от любых нагревательных приборов в недоступном для детей месте.
Такая пропитка как олифа практически панацея для обработки любых деревянных поверхностей. И самое главное она отличная альтернатива дорогостоящим современным аналогам. Тем не менее не следует применять олифу не убедившись в том, что она подойдет для применения в том или ином помещении.
Технические характеристики
Олифа «Оксоль» производится согласно ГОСТу 190-78, в котором прописаны нормы различных показателей для марок «В» и «ПВ». Существует восемь основных нормативов, по которым определяют принадлежность олифы к тому или иному виду.
Они варьируются в зависимости от использованного вида масла и марки самой олифы:
Первым в таблице указан показатель цвета. Для обеих марок данная величина идентична, цвет должен быть не темнее 800 мг J/см³ (по йодометрической шкале). Но есть и исключения для олифы, где в качестве основы выступает рыжиковое масло (марка «ПВ»), данный показатель имеет другое числовое выражение. Цвет такой олифы должен быть не темнее 1800, а у олифы, изготовленной на основе соевого масла, этот показатель 1100 J/см³.
Согласно ГОСТу 190-78 существуют строгие требования, предписывающие, в какую тару можно заливать олифу, при какой температуре можно безопасно хранить жидкость и какие меры предосторожности предпринять при открытии банки с составом. Все требования по технике безопасности подробно расписаны в данном документе
Натуральные материалы – в поисках безопасных!
Если вы выбрали дерево для отделки дома, руководствуясь, прежде всего, его экологической чистотой, то для вас наверняка будет важно соблюсти это условие до конца. Ведь экологически безопасное дерево можно покрыть своими руками таким количеством химии, что теряется всякий смысл использования этого материала
И вот тут на арену выходит слегка подзабытая олифа. Из всех пленкообразующих материалов, которые сегодня представлены на рынке, именно она, объективно, наиболее натуральная. Это утверждение легко подтвердить тем фактом, что большинство олиф состоят из натурального масла (конопляного, льняного, подсолнечного и др.) – процент содержания натурального компонента от 45 до 95 %.
Олифа или, как ее называли в старину, «вареное масло» была известна мастерам-живописцам еще несколько веков назад. Уже в XVII веке этим материалом пользовался каждый художник. Сегодня технология изготовления натуральных олиф практически не отличается от способов, известных в древности. Существуют разные виды этого пленкообразователя, свойства которых отличаются достаточно сильно.
Виды олифы
Этот материал бывает 3-х видов: натуральный, композиционный и оксоль. В натуральной олифе содержатся натуральные растительные масла, причем, обычно — льняное и намного реже – подсолнечное. В ее структуре масло занимает 97%, а остальные 3% — сиккативы, способствующие быстрому высыханию. Натуральную олифу применяют для разведения густых красок, для пропитки деревянных конструкций внутри здания. Специалисты рекомендуют не пользоваться олифой при наружных работах, потому что это непрактично и довольно дорого.
Самый дешевый и пахучий вид – композиционная олифа. Она не утверждена никакими государственными стандартами, которые бы строго регламентировали ее состав. В составе композиционной олифы содержатся компоненты, служащие заменой натуральных, нефтеполимерных смол и других побочных продуктов нефтяной промышленности. Данным материалом нельзя обрабатывать наружные и внутренние стены, так как он токсичен, вредит здоровью человека и даже после высыхания источает неприятный запах.
Оксоль содержит в себе льняное или подсолнечное масло (55%), уайт-спирит (40%) и сиккатив (5%). После того как она высыхает, появляется долговечная пленка, обладающая твердостью, водостойкостью и эластичностью. Обычно оксолью обрабатываются деревянные и оштукатуренные поверхности внутри здания. Если ее нанести на штукатурку, она увеличит ее сцепление с масляными, дисперсионными, алкидными красками и шпатлевками. Оксоль хороша и в наружных, и во внутренних работах, но не стоит забывать, что она консервирует поверхность лишь на некоторое время, поэтому после нее необходимо использовать эмаль, краску или лак.
Самая дешевая оксоль – из подсолнечного масла, ею обрабатывают оштукатуренные поверхности внутри здания. Снаружи она подходит только для поверхностей, находящихся под каким-либо навесом и защищенных от воздействия влаги. Сверху такая олифа также покрывается масляной краской против гниения.
Как выбрать олифу правильно
При выборе олифы следует руководствоваться простейшими правилами:
В первую очередь следует ознакомиться с составом пропитки, который всегда имеется на таре, имеется ли ГОСТ, указывается лишь на продукции с полунатуральным, либо полностью натуральным составом. Если же это синтетическая смесь, следует ознакомиться с сертификатом.
Любое пропитывающее средство, натуральное оно или комбинированное, должно иметь полностью однородную структуру
Если визуально можно рассмотреть посторонние примеси или частицу, покупать эту пропитку не рекомендуется.
Также следует обратить внимание, насколько она прозрачная. Натуральные составы обладают только коричневыми оттенками, синтетические могут выражаться от бесцветных до ржавых тонов.
Назначение и применение олифы Оксоль
Продукт представляет собой вязкое жидкое средство, в состав которого входят сразу несколько компонентов. Задача продукта заключается в поверхностной обработке древесного материала, подготовке оштукатуренной поверхности, а также применяется как растворитель для разбавления масляной краски.
Олифа Оксоль – весьма токсичное и легковоспламеняющееся средство, поэтому требует соблюдения определенных мер безопасности.
Окрашивание следует выполнять только в специальной одежде, которая надежно защищает кожу рук от попадания средства.
При работах необходимо пользоваться респиратором для предохранения органов дыхания человека.
Кроме защиты тела человека, нужно подумать о наличии вентиляции в помещении, в котором планируется проводить лакокрасочные работы.
Важно учитывать микроклимат в помещении: воздух в комнате не должен быть ниже 15 градусов, а влажность не выше 80%.
Перед нанесением, место для предполагаемой покраски следует очистить от всевозможных загрязнений и жирных пятен, затем отшлифовать и обтереть поверхность. Если средство еще не использовалось, то его необходимо тщательно перемешать. В случае неоднократного использования олифа может загустеть, тогда ее нужно немного разбавить растворителем. Средство равномерно наносится на обрабатываемы участок при помощи валика или кисти тонким слоем. Следующий можно наносить только после полного высыхания предыдущего слоя.
Оксоль не используется для окрашивания полов и поверхностей, которые подвергаются воздействиям многократно в течении суток. Данный продукт завоевал широкую популярность на рынке стройматериалов благодаря своим отменным свойствам и высокой эффективности. Производством олифы Оксоль занимаются известные отечественные предприятия: ПО «Химтэк» (г.Ярославль), ООО «Веста Колор» (г.Казань), компания «Текс» (г.Санкт-Петербург). Продукция отвечает требованиям ГОСТа 190-78 «Олифа Оксоль. Технические условия», обладает доступной ценой и высокими качественными показателями.
Марки олифы Оксоль
В продаже встречаются две марки средства, которые отличаются между собой наименованием основного компонента и его процентного соотношения:
- «В» – основу изделия составляет льняное или конопляное натуральное масло. Олифа на основе льна считается наиболее приемлемым для наружных работ, поскольку она создает более плотную защиту и обеспечивает просное покрытие;
- «ПВ» – в средстве используются остальные натуральные масла (соевое, подсолнечное, кукурузное, виноградное). Такая олифа менее устойчива к внешним воздействиям.
И та и другая марка продукта не уступает по техническим характеристикам другим видов олифы (натуральная, комбинированная, алкидная). Поверхность получается с эффектным глянцем, водостойкое. Застывает, конечно, только спустя сутки, но обладает хорошей долговечностью.
Технические характеристики краски ПФ-115
-
Устойчивость к атмосферным и погодным факторам (осадкам, ультрафиолету, температурным перепадам, ветровым нагрузкам).
-
Устойчивость к химическим воздействиям: краска ПФ-115 способна 24 часа противостоять воздействию ГСМ, минимум 2 часа – воды, до 15 минут – агрессивным моющим средствам.
-
Адгезия – около 1 балла. В продаже есть и масляные варианты эмалевой краски, обладающие меньшей адгезией.
-
Укрывистость – 80 ± 40 г/м2.
-
Процент нелетучих компонентов в эмалевой краске – в диапазоне 49–70 % (в зависимости от производителя ЛКМ).
-
Удельная твердость – 0,15–0,25 условных единиц.
-
Вязкость – 90 ± 30 условных единиц.
-
Срок высыхания – до 24 ч при нормальных условиях (влажность до 65 % и температура порядка 20 °С). Для краски вишневого и красного цвета срок высыхания – до 48 ч.
-
Эластичность на изгиб – порядка 1 мм.
-
Температурный диапазон эксплуатации – от -50 до +60 °С.
Общая информация об олифе
Многие растительные масла под влиянием кислорода, света и теплоты, густеют на воздухе, а в тонком слое «высыхают», превращаясь в полутвердую массу. Это характерное свойство присуще тем растительным маслам, в состав которых входит жирная кислота, называемая линоленовой (льняномасляной). Чем больше содержится её в масле, тем оно обладает большей способностью высыхания. Масла, не содержащие линоленовой кислоты, не высыхают. Наибольшим содержанием глицеридов линолеиновой кислоты отличаются масла: льняное — с содержанием их до 80 % и конопляное — с содержанием до 70 %. Другие масла, как подсолнечное, маковое, ореховое, содержащие от 30 до 50 % глицеридов линолеиновой кислоты, высыхают слабее и медленнее. Растительные масла: сурепное, оливковое и др., содержащие только следы линоленовой кислоты, лишены способности высыхания.
Растительное масло в естественном виде, даже при большом содержании линоленовой кислоты, окисляется очень медленно. Чтобы ускорить высыхание, масло подвергают термообработке с добавлением в его состав соединений металлов (сиккативы). При нагревании в масле разлагаются вещества, замедляющие отвердение, а соли металлов обеспечивают более быстрое окисление. Таким образом получаются олифы — составы, которые в течение 6-36 часов (в зависимости от состава, технологии приготовления и применённых добавок) после нанесения на поверхность превращаются в твёрдую, эластичную плёнку. Большинство современных олиф имеет время высыхания порядка суток.
Исторически олифа применялась для покрытия и пропитки дерева, в качестве основного средства защиты деревянных изделий от влаги, гниения и древесных паразитов. В XX веке, когда появились другие средства защиты дерева, в том числе и более эффективные, применение олифы ограничилось покрытием внутренней деревянной отделки помещений и предварительным покрытием пористых поверхностей под последующую покраску (предварительное покрытие олифой улучшает прилипание краски и снижает её расход за счёт уменьшения впитывания в поверхность). Также олифа применяется в качестве основы для масляных красок, шпатлёвок.
Испытание льняного масла на подмесь канифольного
Смешивают в маленькой бутылочке, при обыкновенной температуре (не ниже 15° С), равные объемы испытуемого льняного масла и азотной кислоты (1,4 уд. веса), хорошо взбалтывают смесь около 1/2 минуты и дают устояться. По отделении масла от слоя кислоты замечаются следующие окрашивания.
Чистое льняное масло даст: верхний слой — светло-коричнево-бурого цвета; нижний слой — бесцветный.
Льняное масло с 5% канифоли даст: верхний слойсветло-коричнево-бурый и нижний слой — соломенно-желтый.
Льняное масло с 12% канифоли даст: верхний слой — темно-оливковый и нижний слойтемносоломенно-желтый.
Льняное масло с 50% канифоли даст: верхний слой — черноватый и нижний слой-светло-оранжевый.
Список источников
- remoskop.ru
- dekoriko.ru
- lkmprom.ru
- best-stroy.ru
- VsyaKraska.ru
- DerevoStroika.ru
- www.hnh.ru
- hobbywood.ru